508 Роль практики в процессе познания

Важнейшим видом человеческой дея­тельности является практика. Она представляет собой чувственную мате­риальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и об­щества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе и процесса позна­ния. Практика, следовательно, включает в себя не только процесс труда, но и всю общественную, революционно-преобразовательную деятельность людей. Если до сих пор мы рассматривали практику главным образом с точки зрения того, как она влияет на развитие и совершенствование способности человеческого мышления и обществен­ной деятельности, то теперь мы подходим к ней с новой стороны. Важнейшим революционным вкладом диалекти­ческого материализма в теорию познания является пости­жение основополагающей роли практики в познаватель­ной деятельности, открытие того, что именно практика делает возможной эту деятельность и позволяет отделить истинное знание от ложного.

Представители всех школ и направлений домарксистской философии не понимали роли практики в процессе познания. Одни из них считали источником познания ра­зум, врожденные или дарованные богом идеи и принципы. Другие считали единственным источником знаний ощуще­ния. Мы уже видели, к каким неразрешимым трудностям и противоречиям приводили эти взгляды (503). Даже до­марксистские материалисты, включая Л. Фейербаха, не смогли подняться до понимания роли практики в процес­се познания. Они считали, что знания возникают на ос­нове «чистых» чувственных ощущений в процессе пассив­ного наблюдения, созерцания действительности. Главный недостаток созерцательного материализма К. Маркс видел в его неспособности понять активную творческую роль человека как субъекта познания. В чем же эта роль со­стоит? Да в том, что человек не просто наблюдает или со­зерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедея­тельности, и прежде всего в труде, переделывает его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, в том числе и общества, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось простым созерцанием, пассивным наблюдением. Так как практика человека подвижна, изменчива, постоянно развивается, то и знания, которые мы получаем в практической деятельности, усложняются, уточняются и разви­ваются. Практика, следовательно, не только источник по­лучения знаний, но и основа их развития и совершенствования.

Обсуждая роль ощущений в процессе познания, мы установили, что само образование чувственных образов объективного мира в значительной степени зависит от практической деятельности человека (504) и от культу­ры в целом. Следовательно, практика вторгается в про­цесс познания и оказывает на него влияние уже на самых первых ступенях, на уровне, когда формируется чувствен­ное, или эмпирическое, знание. Еще заметнее влияние практики в процессе образования понятий и суждений (505). Ведь сами процедуры группировки предметов по отдельным свойствам, выделение и сравнение данных свойств представляют собой определенный вид деятельно­сти. Правда, это умственная, духовная или интеллекту­альная деятельность, но складывается и развивается она под влиянием деятельности материально-предметной, то есть практики. Когда же процесс формирования понятий (абстракций) и содержащих их суждений завершен и нам необходимо решить, какие из суждений являются истинными, а какие ложными, мы вновь обращаемся к прак­тике, которая на этот раз выступает как средство про­верки истинности наших знаний, то есть как критерий ис­тины. Вот почему В. И. Ленин писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины...» Таким образом, живое созерцание, абстрактное мышление и практическая проверка полученных знаний образуют основные ступени процесса познания. Именно поэтому «точ­ка зрения жизни, практики должна быть первой и основ­ной точкой зрения теории познания», ибо «практикой своей доказывает человек объективную правильность сво­их идей, понятий, знаний, науки».

Практика является специфически человеческим видом деятельности. Даже самая сложная деятельность животных не может расцениваться как практика, ибо основой, сердцевиной практики является труд (122, 125). Именно поэтому животным доступно лишь знание поверхностных предметно-ориентировочных связей, но недоступ­но познание глубинных связей, то есть объективных зако­нов. Известно, что муравьи обладают очень сложным поведением. Они, в частности, защищают и даже разводят других насекомых— тлей и питаются выделяемым тлями питательным нектаром. Однако муравьи за многие миллионы лет такого «содружества», называемого биоценозом, не вывели более продуктивные породы тлей, именуемых иногда «муравьиными коровами». Люди же, начав зани­маться земледелием и скотоводством всего несколько ты­сяч лет назад, благодаря активной практической деятель­ности и путем многочисленных проб и ошибок, опытов и экспериментов убедились в том, что на продуктивность домашних животных и растений можно влиять. Они от­крыли, сформулировали правила культурного земледелия и животноводства и благодаря этому научились создавать совершенно новые породы и виды, которых нет в дикой природе. Так на практике были открыты, а также прове­рены и использованы новые объективные истины, касаю­щиеся сельского хозяйства.

Сколько бы вы ни наблюдали за твердыми телами и особенностями жидкостей, например воды, это пассивное наблюдение не позволит сказать, как изменяется вес тела, погруженного в воду. Сталкиваясь в практической деятельности тысячи раз с телами, случайно или нарочно погруженными в воду, люди в конце концов открыли, что их вес становится тем меньше, чем больше вес вытесненной ими воды (закон Архимеда). Это открытие было затем с большим успехом использовано в практике кораб­лестроения.

В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая многовековую практику классовой борьбы, пришли к выводу, что объективным законом истории является преодо­ление антагонистических классовых противоречий и соз­дание бесклассового общества. Их противники пытались подвергнуть сомнению и оспорить объективную истинность этого положения. Лучшим его подтверждением яви­лась практика социалистического строительства в нашей стране, приведшая к созданию общества, в котором нет классовых антагонизмов.

Таким образом, и в познании природы, и в познании общества практика оказывается источником и основой развития познания, критерием истинности полученных знаний.

Читать дальше >

< К содержанию