509 Факторы, влияющие на искажение истины

Истинные знания представляют одну из высших ценностей человеческой культуры. Только с помощью истинных знаний, например медицинских, можно поставить правильный диагноз и выле­чить больного. Только с помощью научных истин можно сконструировать машины и приборы, позволяющие резко интенсифицировать и одновременно облегчить труд чело­века. Только с помощью истинных знаний о законах об­щественного развития можно сформулировать стратегию построения общества, основанного на социальной спра­ведливости. Почему же так часто встречаются заблуж­дения и ошибки в индивидуальном и общественном познании? Почему за истину приходится бороться, а те, кто такую истину открывает и отстаивает, нередко расплачиваются за нее жизнью, благополучием или свободой?

Дело в том, что знание вырабатывается человеком, живущим не на необитаемом острове, а в определенном обществе, в определенной социальной среде. Совокупность уже существующих общественных установлений, способов производственной и общественной деятельности, привычек, ранее накопленных знаний, политических устано­вок, ценностей культуры, норм поведения образует социальный контекст познания, ту среду, в которой выра­батываются знания. Различные социальные слои и груп­пы, классы и партии преследуют различные, а иногда прямо противоположные цели. Одним из них выгодны те или иные изменения в обществе, другим — нет. Одни смело идут навстречу новому, другие во что бы то ни ста­ло стремятся сохранить старое. Ясно, что между сторонниками разных взглядов и убеждений всегда существуют противоречия, ведется более или менее острая борьба, принимающая самые разные формы.

На процесс познания влияют и мощные психологические факторы. Радость и гнев, трусость и смелость, недоверчивость и открытость, леность характера и трудолю­бие, страсть к переменам и любовь к покою могут по-раз­ному сказываться на поиске истины. Коперник, бывший глубоко религиозным человеком, очевидно, догадывался, что его открытие может поколебать устои религии, и по­этому в предисловии к своему научному трактату сделал множество оговорок, чтобы смягчить разрушительный эффект новой гелиоцентрической системы. Боясь войти в конфликт с господствующей религией и церковью, он, как подчеркивал Ф. Энгельс, согласился опубликовать свой великий труд, лишь стоя на краю могилы.

Новые идеи нередко встречаются «в штыки» сторонниками тех или иных научных взглядов. И не только по­тому, что им трудно отрешиться от старых взглядов, но и из корыстных соображений, из боязни быть оттесненны­ми на второй пиан, лишенными привилегий, связанных с определенным положением в научной иерархии. Еще большее влияние на отношение к научным истинам могут оказывать различные политические мотивы. Так, в пери­од культа личности И. В. Сталина с целью обосновать автократические методы власти, командно-административ­ный стиль руководства в ряде исторических трудов не только искажалась объективная история Октябрьской ре­волюции, гражданской войны, периода социалистического строительства, но и произвольно истолковывалось прош­лое нашего народа. Это касается, например, неверной оценки деятельности некоторых русских царей (Ивана Грозного, Петра I), а также многих других исторических деятелей. А между тем отказ от истины во имя односто­ронне, субъективистски истолкованной целесообразности рано или поздно может привести к нарушению нравст­венности, к переоценке духовных ценностей, к неверию и пессимизму.

Возникает вопрос: каким же образом вообще возможно отступление от истины, хотя бы и под влиянием определенных искажающих факторов, сложившихся в дан­ной социально-культурной обстановке, если критерием истины является практика? Разве она не гарантирует нас от ошибок, заблуждений и искажений? Оказывается, такой примитивной, однозначной гарантии нет. Недаром В. И. Ленин подчеркивал подвижный, диалектически противоречивый характер самой практики. Практика ведь тоже может быть как прогрессивной, так и консерватив­ной. В ней содержатся и позитивные и негативные мо­менты. Так, в период застоя, имевшего место в нашей действительности вплоть до середины 80-х годов, практи­ка замалчивания недостатков, практика самоуспокоенно­сти, консерватизм в самой структуре многих руководящих органов как бы подтверждали и придавали видимость истины иллюзии социального благополучия. Острая кри­тика, которой партия подвергла эту негативную практику и ее идеологическое обоснование, доказала необходимость коренных, радикальных перемен во всей нашей жизни. Важнейшим выводом из этой критики было ясное понимание того, что реальное социально-экономическое обновление невозможно без серьезных, убедительно обоснован­ных объективно-истинных теоретических положений, затрагивающих все сферы общественной жизни, без утверждения нового мышления, нового подхода к решению назревших социальных проблем.

Читать дальше >

< К содержанию