504 Роль ощущений в процессе познания

Ощущения возникают в результате воздействия объектов внешнего мира на наши органы чувств. Рассмотрим этот процесс на примере образования зри­тельных ощущений.

Солнечный свет, состоящий из потоков электромагнитных полей (фотонов), обладающих определенной энерги­ей, падая на какой-то предмет, допустим яблоко, частично отражается от его поверхности, частично же поглощается ею. Отраженные (отброшенные) поверхностью яблока лучи попадают в глаз человека. В зависимости от физиче­ского и химического строения поверхности энергия отбро­шенных лучей меняется. В глазу человека они претерпе­вают ряд превращений и преобразований. Преломляясь в хрусталике по законам оптики, световые волны оставляют на сетчатке глаза в сотни, а то и в тысячи раз уменьшен­ное изображение предметов, которыми они отброшены. Клетки сетчатки передают через нервные волокна биоэлектрические импульсы, вызывающие в клетках зритель­ного центра мозга особое преобразование, результатом чего и являются различные зрительные ощущения цвета и формы. Эти ощущения объединяются в нечто целое, или, как говорят, синтезируются в то, что мы называем зрительным образом предмета (например, яблоко).

Размышляя над процессом возникновения зрительного образа, мы приходим к следующим выводам: зрительный образ существует в мозгу человека, следовательно, он субъективен. Он возникает в результате многочисленных преобразований и превращений материальных свето­вых волн, отбрасываемых поверхностью предмета. Волны фокусируются в особые биоэлектрические импульсы, ко­торые вновь преобразуются в цветовые и пространствен­ные геометрические ощущения в клетках мозга. В резуль­тате полученный в мозгу образ строго соответствует именно данному объекту, помогает отличить его от всех других. В этом смысле мы и говорим, что зритель­ное ощущение есть отражение объективного предмета. В. И. Ленин, характеризуя роль ощущений в процессе познания, указывал, что ощущения есть «субъективный образ объективного мира» и вместе с тем «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания».

Другой важный вывод состоит в том, что характер ощущений зависит не только от устройства зрительного аппарата, то есть глаза человека, и не только от особенностей объекта, но и от их взаимодействия. Само же это взаимодействие осуществляется в форме практической материальной деятельности и без нее вообще не приводит к формированию правильного образа вещи. Изображение Останкинской башни на сетчатке глаза занимает всего несколько миллиметров, тогда как наш мозг, создавая зрительный образ этого гигантского здания, автоматически бессознательно соотносит его с другими предметами, и мы получаем правильное представление о его размерах. Эта способность мозга не прирождена нам. Новорожден­ные дети ею не обладают. Она вырабатывается в процессе длительного практического обучения на основе личного опыта и общественной практики. А вот и другой пример. В темной комнате человеку без предупреждения показы­вают с помощью перевернутой киноленты горящую свечу. Язычок пламени и дым направлены вниз, однако мозг, в который наша практическая жизнь заранее заложила необходимую информацию, автоматически исправляет «ошибку» киномеханика, и мы видим нормальное привыч­ное изображение свечи с устремленным вверх язычком пламени. Известно, что верхолазы и люди, впервые под­нявшиеся на большую высоту, по-разному определяют размеры находящихся на земле предметов. Жители лесов и степей по-разному воспринимают пространственную пер­спективу. Это зависит не от устройства их органов зрения, а от той личной и общественной практики, от культуры восприятия, которую они усваивают с воспитанием и в процессе своей жизни.

Что же можно теперь сказать о роли ощущений в познании? Ощущения представляют собой субъективный образ, отражающий объективный мир. Однако это не простой зеркальный, как считали эмпирики, а очень слож­ный процесс отражения, включающий в себя ряд каче­ственных преобразований и диалектических отрицаний. Ощущения дают нам исходную, изначальную информа­цию об отражаемых объектах. Но зависит она не только от особенностей объектов и нашей нервной системы. Важ­ный вклад в формирование ощущений вносят опыт чело­века, общественная практика, вся исторически сложив­шаяся культура, обобщающая историческое развитие. Это положение диалектического материализма имеет осново­полагающее значение для понимания роли ощущений в процессе познания.

Читать дальше >

< К содержанию