505 Роль абстракций в процессе познания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Человек в своей деятельности не может пользоваться лишь ощущениями и чувственными образами. Для того чтобы понять, а тем более преобразовать мир, их явно недостаточно. Но почему? Во-первых, потому, что мы не можем пере­дать другим людям свои ощущения, хотя можем о них рассказать, не в со­стоянии мы и ощутить образы, существующие в мозгу дру­гих людей, хотя можем узнать о них в беседе или читая книги. Во-вторых, и в повседневной жизни, и в науке нам приходится сталкиваться с такими знаниями, которые нельзя получить или выработать с помощью чувственного восприятия, то есть процесса ощущений. Нельзя, например, увидеть, услышать, понюхать или потрогать число, исторический процесс, материю и т. д., хотя можно уви­деть два яблока, быть свидетелем таких исторических со­бытий, как война, запуск первого искусственного спутни­ка, или потрогать и понюхать определенный материаль­ный предмет, например цветок или чашку кофе. Для того чтобы выработать сложные знания о мире в целом, о про­исходящих в нем процессах, чтобы передавать, хранить и создавать новые знания, нам необходимы понятия (101) и связанные с ними логические процессы. В каком же отношении эти виды знаний находятся к ощущению? Как они возникают?

Процесс создания понятий часто называют процессом абстрагирования (от лат. abstractio—отвлечение), а по­нятие поэтому называют также абстракцией. Процесс абстрагирования проходит несколько этапов. На первом эта­пе происходит как бы группировка различных предметов, вызывающих у нас сходные ощущения и чувственные об­разы. Например, спелое яблоко, цветок гвоздики, морков­ка и кровь млекопитающего, несмотря на все различия, имеют общее свойство, благодаря которому вызывают у нас сходное цветовое ощущение — красный цвет. От того, что отличает один предмет от другого, мы отвлекаемся, то есть абстрагируемся, как бы отбрасывая все различия. На втором этапе мы как бы приравниваем, отождествляем различные оттенки или варианты одного и того же при­знака. Например, мы можем отождествить все оттенки одного и того же цвета. Сравнивая отношение между ра­бочим Джоном и владельцем завода Смитом, между арен­датором Францем и владельцем земли господином Мюл­лером, между бедным рыбаком Жаком и владельцем рыбо­завода месье Донжем, мы можем отвлечься от различий и возрасте, характере, национальности, языке и т. д. и вы­делить общее — то, что один человек извлекает прибыль из труда другого. При этом размеры и форма прибыли, а также другие детали нас не интересуют. Мы сравнива­ем и отождествляем лишь тип общественных отношений. На следующем этапе мы как бы закрепляем выделенные свой­ства и отношения в «чистом», так сказать, идеальном виде, в каком они в самой природе или в обществе, быть может, и не встречаются. Поэтому этот этап иногда называют процессом идеализации. Наконец, на четвертом этапе выделенные свойства закрепляются в языке. Это — этап наименования. Данному свойству с помощью отдельного слова или группы слов присваивается название. Так воз­никает понятие, выраженное в языке. Совокупность пред­метов, к которому оно относится, образует его значение, а свойство или отношение, закрепленное и отраженное в понятии, образует его смысл. Смысл понятия «красный цвет» — это способность световых лучей определенной энергии вызывать у нас вполне определенное цветовое ощущение. Значение этого понятия — предметы, отбрасы­вающие лучи данной энергии. Смысл понятия «эксплуата­ция» — извлечение выгоды из чужого труда, значение же — определенный тип производственных отношений.

Абстракции, так же как и ощущения, представляют собой отражение объективной действительности. В реальной жизни они вырабатываются и уточняются на протяжении длительного времени. Их исходным пунктом являются ощущения и чувственные образы. Но абстракции, в отличие от них, отражают не только и не столько внеш­нюю, чувственно воспринимаемую сторону материальных вещей и процессов, сколько их внутренние связи и отно­шения, недоступные непосредственному чувственному вос­приятию. Поэтому-то В. И. Ленин и говорил, что абстрак­ции отражают действительность глубже, вернее, полнее. В этом он видел их главное назначение.

Каким же образом абстракции, или абстрактные понятия, помогают понять внутренние, глубинные связи окру­жающих нас явлений и процессов?

Вещи в реальном материальном мире обладают бесконечным множеством свойств, сторон и связей. Каждая отдельно взятая абстракция отражает какую-то одну связь или одно свойство, например цвет, форму, причинную зависимость одного явления от другого и т.д. Зато эти отдельно взятые свойства или связи отражаются с максимальной полнотой и точностью. Для того чтобы глубже познать, то есть отразить в нашем сознании, ре­альные, конкретные вещи, имеющие неограниченное мно­жество связей и свойств, необходимо соединить, связать определенным образом отдельные абстракции в новое, конкретное понятие, дающее наиболее полное для дан­ного времени и данной эпохи знание о конкретной вещи. Конкретное понятие, следовательно, есть своего рода сумма, совокупность различных абстракций, или абст­рактных понятий, отражающих определенные свойства, стороны и связи данного предмета. По мере развития на­шего познания отражающие объективный мир понятия становятся все более конкретными. Так, понятие о Луне в эпоху античной астрономии было очень абстрактным. Оно включало в себя несколько признаков. Луна враща­ется вокруг Земли, диск Луны немногим более ладони. Луна светит в ночное время. В XIX веке благодаря раз­витию астрономии и созданию оптических телескопов было уже известно о существовании гор на Луне, суще­ствовании лунных кратеров, были вычислены подлинные размеры Луны, установлено ее расстояние от Земли, вы­яснено, как она влияет на морские приливы и т.д. В наши дни благодаря посадке на поверхность Луны автомати­ческих луноходов сведения о лунном грунте, о его хими­ческом строении, о лунных минералах и многих других особенностях естественного спутника Земли колоссально увеличились. Понятие о Луне стало очень богатым, содержательным, более конкретным, чем это было 100 и даже 20 лет назад. Развитие науки всегда сопровождает­ся возрастанием конкретности научных понятий.

Необходимо различать и не смешивать конкретные вещи и конкретные понятия. Первые существуют в самой объективной действительности, вне и независимо от сознания, вторые же — результат познавательной деятельности людей. Конкретные понятия возникают в результате по­следовательного дополнения и уточнения, расширения и синтеза отдельных абстракций, отражающих различные стороны и связи конкретных вещей. Переход от отдель­ных абстракций к конкретным понятиям называется ме­тодом восхождения от абстрактного к конкретному. Это восхождение совершается не как попало, а по определен­ным правилам, законам. Важнейшим из них является тре­бование, чтобы связь между отдельными абстракциями, входящими в более полное, точное и конкретное понятие, отражала объективную реальную связь между свойства­ми, сторонами и характеристиками явлений и процессов, отражаемых в конкретном понятии. Если связь абстрак­ций внутри конкретного понятия соответствует реальной связи свойств и характеристик изучаемого явления или процесса, то мы получаем наиболее верное и глубокое знание, соответствующее самой объективной реаль­ности.

Понятия, следовательно, не прирождены человеку от природы, не созданы богом. Они возникают исторически и формируются в процессе абстрагирования. Их исходным пунктом являются ощущения, а средством материального выражения — язык. Процесс абстрагирования включает в себя и определенные элементы фантазии, творчества. Отвлекаясь от одних признаков, выделяя и группируя дру­гие, человек проявляет определенное активное отношение к действительности. Он руководствуется при этом целями и задачами, которые ставит перед ним жизнь, объектив­ными потребностями, возникающими в его производствен­ной, бытовой и общественной деятельности. Поэтому по­нятие не только отражает объективную действительность, но и запечатлевает в себе следы человеческой активности, творческой деятельности. Если творческая активность, способная сконструировать понятие, вступает в противо­речие с объективными свойствами и связями вещей, то в процессе абстрагирования могут возникнуть и неверные понятия, искаженно, превратно отражающие объектив­ную действительность. Возможность возникновения подобных понятий существует всегда, и при определенных условиях это может привести к идеализму.

Читать дальше >

< К содержанию