610 Информатизация общества и революция в сознании

В истории человечества не раз проис­ходили глубинные, революционные по своему содержанию и последствиям из­менения в структуре материального и духовного производства, оказывавшие влияние на все дальнейшее развитие общества. К ним от­носится, например, так называемая аграрная революция. Она заключалась в переходе к земледелию, в «изобрете­нии» сельского хозяйства, что позволило перейти от коче­вого образа жизни к оседлому, а затем создать города, развить ремесла, усовершенствовать навыки строительства жилья, ирригационных сооружений, дорог и т. д. В XVII—XIX веках происходила промышленная революция. Машинное производство начало вытеснять ремесло, основ­ным продуктом и товаром в развитых обществах стали промышленные изделия. Наемный рабочий класс — глав­ная производительная сила индустриального производст­ва — превратился в наиболее организованный, прогрес­сивный класс общества. В наши дни тоже происходит революция в самой основе производства. Ее можно на­звать информационной революцией, а вызванный ею про­цесс глубоких преобразований всех сторон общественной жизни — информатизацией общества.

По своему историческому значению информатизация общества сопоставима с процессом индустриализации, по шире последнего, так как охватывает не только сферу материального, но и сферу духовного производства. В чем же ее значение? Дело в том, что современное промышлен­ное производство и жизнедеятельность человека крайне усложнились. Для решения возникающих сегодня задач требуется несопоставимо больше информации, чем раньше. Подсчитано, что для увеличения производства вдвое объем информации должен возрасти в четыре раза, а для десятикратного увеличения промышленной продукции требуется в сто раз больше информации. Поэтому информация становится одним из самых ценных и важных про­дуктов человеческой деятельности. Но для того чтобы со­здать объем информации, способный удовлетворить все ин­формационные потребности промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, политики, науки, системы образования, здравоохранения и т. д., к 2000 году все население земли должно было бы превратиться в специа­листов по созданию, хранению и распространению инфор­мации. Понятно, что это невозможно. Каков же выход? Как разрешить противоречие между потребностью в ин­формации и невозможностью удовлетворить ее традицион­ными способами? Выход состоит в создании современной информационной технологии, включающей мощные ком­пьютеры, банки общедоступных данных и средства связи, позволяющие каждому в считанные часы и минуты в лю­бом месте получать всю необходимую научную, экономи­ческую, техническую, бытовую и политическую информа­цию. Такая технология уже существует и быстро разви­вается, радикально изменяя все стороны общественной жизни. В отличие от других технологий она оказывает большое революционизирующее влияние не только на способ производства материальных благ, но и на духовную жизнь, на культуру, на всю систему ценностей, на соотношение политических сил. При прочих равных условиях в историческом соревновании различных социально-эко­номических систем одержит победу та система, которая сумеет производить информацию лучшего качества, в большем объеме, быстрее ее распространять и эффектив­нее использовать для решения технических, экономиче­ских, социальных, бытовых, политических и общекультур­ных проблем.

В результате всесторонней информатизации наиболее развитые в промышленном отношении страны постепенно вступают в стадию, называемую «информационным обществом», или «обществом услуг». В США, например, в сфере услуг и производства информации во второй половине 80-х годов занято свыше 2/3 трудящихся, около 1/4 занято в промышленном производстве и около 3 % — в сельском хозяйстве. Все это говорит о глубоких социальных изменениях, о преобразовании социальных структур и ставит ряд новых социально-философских проблем, тре­бующих осмысления. Ведущие западные идеологи нередко утверждают, что «информационное общество» представ­ляет собой альтернативу и капитализму и социализму — оно якобы приходит им на смену, упраздняя классовые противоречия, и господствующее место в нем займут не капиталисты и не рабочий класс, а, по выражению аме­риканского социолога А. Тоффлера, когнитариат, то есть создатели знаний. Верхушка этого нового класса — техни­ческая элита — образует технократию и сосредоточит всю полноту общественной власти в своих руках. Это утопи­ческая модель, но отвергать ее без обсуждения было бы неверно.

«Информационное общество» так же не может быть альтернативой капитализму и социализму, как не может ею быть «индустриальное общество». Известно, что индустриальным может быть и социализм и капитализм. Подоб­ным же образом переход к массовому ускоренному про­изводству информации на основе современной технологии не отменяет частной собственности ни на традиционные средства производства, ни на саму информацию. Если согласиться с тем, что США уже вступили на ступень «информационного общества», то из этого отнюдь не сле­дует, что там исчез капитализм. Напротив, производство информационной технологии и информации находится в руках ряда частнокапиталистических корпораций и транснациональных компаний, многих средних и мелких товаро­производителей. Информатизация социалистического об­щества в свою очередь не означает ни отмены социалистической собственности на средства производства, ни отказа от принципов демократии и социальной справед­ливости, лежащих в его основе. Поэтому выводы теорети­ков «информационного общества» во многом несостоятель­ны и не согласуются с реальностью.

Несомненно, однако, что информатизация общества влечет за собой серьезные изменения в его жизни. Во-первых, мощное развитие информационной технологии, создание целиком автоматизированных и роботизированных производств резко увеличивают производительность труда, уменьшают потребность в неквалифицированных рабочих, высвобождают рабочую силу и постепенно выдвигают на передний план фигуру высококвалифи­цированного и образованного производителя — конструк­тора, технолога, оператора-наладчика, руководителя пред­приятия.

Во-вторых, там, где информационная технология получает широкое распространение, она начинает менять структуру управления на всех ступенях — от отдельного предприятия до отрасли и государства в целом. Эта технология разрушает монополию на информацию, которой широко пользуется любая бюрократия, стремясь подчинить себе общество и отстоять собственные групповые интересы, Она приводит к резкому сокращению среднего бюрократического звена, упрощает управленче­скую иерархию и позволяет высшим эшелонам власти наиболее коротким, прямым и эффективным способом взаимодействовать с непосредственными производителями, рядовыми гражданами и трудовыми коллективами. С од­ной стороны, это повышает активность, инициативу и от­ветственность трудящихся; с другой — сокращает потери и случаи искажения информации, поскольку ликвидиру­ются промежуточные ступени; наконец, это ведет к боль­шей демократизации и дебюрократизации общества. Ин­формационная технология и информатизация в целом по­зволяют резко улучшить народное образование и подго­товку молодых специалистов; быстро, качественно и при­том постоянно осуществлять переквалификацию, необхо­димую в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса; с достаточной полнотой информировать всех граждан по наиболее важным общественно-политическим, правовым и бытовым вопросам, что создает такую важную предпосылку подлинной демократии, как наличие достоверных знаний, необходимых для принятия свободных и ответственных решений.

Следует отметить, что информатизация общества, не заменяя развития традиционных сфер производства и общественной деятельности, создает их информационное обеспечение и вместе с тем радикально влияет на развитие общественного сознания. В связи с происходящей в нашей стране революционной перестройкой необходима и революция в общественном сознании. Речь, конечно, идет не об отказе от принципов социализма или социалистической идеологии, но о том, чтобы превратить указанные прин­ципы в подлинные убеждения, в стимул и механизм дея­тельности, а не просто в лозунги. Чем больше люди знают, чем лучше они осведомлены о том, что происходит в стра­не, в их городе или поселке, в их учреждении, на промыш­ленном предприятии, в колхозе или совхозе, тем актив­нее могут они включаться в реальную перестройку. Чем лучше человек знает свои права, чем лучше он осведом­лен о проблемах экономики, о действующих инструкциях и правилах, о правах и обязанностях руководителей, со­трудников и о своих собственных, тем лучше он защищен от произвола бюрократов, от нарушений законности и со­циальной справедливости. Но получить все необходимые нам знания традиционным способом становится все труд­нее. Мы постоянно испытываем дефицит информирован­ности, который не только является одной из причин де­фицита материальных ценностей, но и может оказаться весьма опасным по своим социальным последствиям. Вот почему идеология обновления и революция в сознании тесно связаны с процессом информатизации, с необходи­мостью резкого наращивания средств и возможностей для производства и распространения информации и повышения общей информированности всех категорий и слоев населения.

Философия со времен глубокой древности всегда занималась исследованием сущности знания, сознания и познания (501, 507, 510), 124, 125—130). В настоящее время в связи с разработкой теории «искусственного интеллекта» и созданием сверхмощных компьютеров наука все глубже проникает в сущность процесса познания, в природу знания. Мы начинаем понимать, что перед самой интел­лектуальной деятельностью человека открываются новые перспективы и невиданные возможности. Происходящая сейчас революция в сознании состоит прежде всего в осмыслении глубочайших социально-экономических измене­ний, совершающихся в нашей стране и во всем мире. Но это лишь ее начальный этап. В обозримом будущем эта революция будет углубляться и расширяться. Поэтому в дальнейшем она неизбежно включит в свою сферу но­вые средства и механизмы овладения существующими знаниями, создания принципиально новых знаний во всех сферах деятельности, включая технологию, политику, на­уку, искусство, культуру и отношения между людьми. Именно такие средства и должны создаваться в процессе информатизации общества и развития информационных технологий. Таким образом, перед нами раскрывается особая сфера взаимодействия между революцией в созна­нии и информатизацией общества. Здесь сливаются воеди­но социальный и технологический процессы, которые отражаются в особом социотехническом мышлении, являющемся продуктом нашего времени, нашей исторической эпохи. Его анализ и исследование — одна из важнейших задач философии.

Читать дальше >

< К содержанию