611 Борьба за мир и судьбы человечества

Одной из самых важных и острых проб­лем современности, связанных с самой возможностью и перспективой сущест­вования человека, является борьба за предотвращение термоядерной войны, за упрочение и со­хранение мира.

Войны как определенная форма насилия существовали еще в глубокой древности. С возникновением классов и государств война становится особой формой политиче­ского насилия. Война есть продолжение политики други­ми средствами. «Война есть продолжение политики» того или иного класса; и в каждом классовом обществе, и в рабском, и в крепостническом, и в капиталистическом, бывали войны, продолжавшие политику угнетательских классов, а также бывали войны, продолжавшие политику угнетенных классов»1. Как видно из этих слов В. И. Ле­нина, существуют войны справедливые и несправедливые, захватнические и оборонительные, ведущиеся в интересах господствующих классов и революционно-освободитель­ные, ведущиеся в интересах трудящихся.

Большинство войн, возникавших в эксплуататорских обществах, представляли собой войны несправедливые, захватнические, грабительские. Они были выгодны господствующему классу и причиняли огромные страдания трудящимся. В рабовладельческом обществе войны были одним из основных поставщиков рабов. «Война,— гово­рил древнегреческий философ Гераклит,— отец всего и всего царь... Одних она сделала рабами, других — свобод­ными».

Хотя христианство на словах осуждало войну, все христианское средневековье сопровождалось непрерывными грабительскими войнами, крестовыми походами, междо­усобными феодальными войнами и т. п. Но особенно оже­сточенными и кровавыми стали войны в эпоху капита­лизма. В многочисленных войнах и походах, направлен­ных на захват колоний и порабощение других народов, осо­бенно отчетливо проявилась бесчеловечность капитали­стического общества, главной целью которого является получение прибыли и увеличение частной собственности любой ценой. Нажива, обогащение, укрепление собствен­ности и власти господствующих классов — главное содер­жание несправедливых войн. Напротив, в ходе социаль­ных революций и во время народных восстаний возникали справедливые войны.

Поскольку войны связаны с гибелью людей, разрушением материальных и духовных ценностей, вопрос о воз­можности избавления от них всегда был одним из важ­нейших мировоззренческих, философских вопросов. Уже в глубокой древности и особенно в Новое время многие выдающиеся мыслители, например гуманисты эпохи Возрождения, французские просветители (Руссо, Монтескьё, Кондорсе), Кант и другие, выступали с резким осужде­нием войн и выдвигали проекты вечного мира, призыва­ли тратить средства не на вооружение, а на мирное раз­витие общества. Однако все эти благие пожелания были абстрактны и не учитывали того, что общество, основан­ное на частной собственности, со свойственными ему глу­бокими антагонистическими противоречиями (412), с объ­ективной необходимостью порождает войны.

Вопрос о предотвращении войн обострился в период империализма, когда развитие техники делает войны особенно кровавыми и уничтожительными. Первая и вторая мировые войны, развязанные агрессивными империали­стическими государствами, унесли десятки миллионов человеческих жизней, привели к разрушению сотен городов, тысяч населенных пунктов, производительных сил, гибели многих ценностей культуры. Агрессивные захватнические войны коренятся в самой природе империализ­ма. Вместе с тем кризис мирового капитализма и переход к новому, социалистическому обществу, являющиеся со­держанием современной эпохи, распад колониальной системы империализма порождают целый ряд справедли­вых, национально-освободительных и гражданских войн. Примерами таких войн могут служить гражданская вой­на в нашей стране, национально-освободительная война вьетнамского народа, Великая Отечественная война со­ветского народа.

Признавая, что в классовом обществе и в условиях обостряющихся социальных противоречий, раздирающих современное человечество, войны имеют объективные экономические и социальные причины, марксизм-ленинизм считает, что фатальной неизбежности мировой войны нет. Диалектика свободы и необходимости (602) свидетельст­вует о том, что человек в состоянии правильно понять объективные закономерности и, опираясь на них, принять и осуществить правильное решение. Эта уверенность лежит в основе упорной и систематической борьбы коммунистических и рабочих партий, стран социалистического содружества, всех передовых, прогрессивных сил челове­чества за предотвращение мировой термоядерной войны.

Все войны ведут к гибели людей. В одних случаях эти жертвы полностью неоправданны, в других, например в случае революционных и освободительных войн, они приносятся во имя свободы, независимости и счастья большинства членов общества. Однако мировая термоядерная война ставит перед человечеством уже не просто вопрос об оправданных или неоправданных жертвах, а об унич­тожении всего живого на Земле, включая и самого чело­века.

Таким образом, предотвращение термоядерной катастрофы становится проблемой, от решения которой зависит сама судьба человечества, существование общества, воз­можность дальнейшего исторического прогресса. Поэтому она приобретает первостепенное мировоззренческое, фило­софское значение.

С возникновением социалистического общества, содружества стран социализма впервые в истории появля­ется возможность предотвращения мировых войн. Откуда же возникает эта возможность? Дело в том, что в соци­алистическом обществе, в самой природе социализма заложен принцип миролюбия. Общество, в котором нет антагонистических классов и частной собственности, не заинтересовано в ведении войн. Если оно и вынуждено вести оборонительные справедливые войны, то лишь как ответный акт на агрессивные действия империалистических государств. Социализм по самой сути своей заинте­ресован в мире как основном условии быстрого развития материального производства и духовной культуры в ин­тересах всего общества. Более того, мировое социалисти­ческое содружество не только заинтересовано в сохране­нии мира, но и обладает достаточной экономической, по­литической и военной мощью для того, чтобы противостоять агрессивным намерениям мирового империализма. Эта мощь является важным гарантом сохранения и упрочения мира.

КПСС провозгласила важнейшие положения нового политического мышления — о предотвращении термоядерной войны, о мирном использовании космоса и о мир­ном сосуществовании государств с различными социально-экономическими системами. На благо современного человечества и грядущих поколений КПСС и Советское государство отстаивают широкую конструктивную про­грамму мер, направленных на прекращение гонки воору­жений и разоружение, обеспечение мира и безопасности народов. Эта программа требует тесного сплочения про­грессивных, миролюбивых сил во всех странах и регио­нах мира на основе глубокого и всестороннего осознания тех опасных для человечества последствий, к которые может привести ракетно-ядерная война. Ныне человек становится не только активным сознательным творцом в сфере материального и духовного производства, но и в известном смысле хозяином своей исторической судьбы. Борьба за мир и предотвращение термоядерной катастро­фы представляет реальную основу для консолидации и объединения людей разных национальностей, разного со­циального положения, разного возраста, пола и образова­ния. Это сплочение неизбежно связано с осознанием сво­их сил и того, что массовое противодействие империа­лизму и его агрессивным намерениям может сыграть решающую роль в предотвращении войны и в опре­делении дальнейших исторических перспектив мирного развития человечества.

Читать дальше >

< К содержанию