612 Предвидимое будущее

Философия марксизма-ленинизма — это прежде всего философия действия. Не­даром, говоря о ее главной задаче, К. Маркс и В. И. Ленин подчеркива­ли, что, в отличие от всех предшествующих философских систем, диалектический материализм не ограничивается объяснением мира, но указывает путь и обосновывает не­обходимость его преобразования. Чтобы действовать, нужно уметь планировать деятельность, а чтобы ее планиро­вать, нужно уметь предвидеть будущее, представлять его себе. Именно поэтому люди как разумные, целесообразно действующие существа всегда пытались разорвать туман­ную завесу и заглянуть в будущее. Жизнь, однако, редко подчинялась даже самым смелым предсказаниям и пред­видениям. Почему же это происходило?

Одним из самых модных направлений современной буржуазной общественной мысли является футурология (от лат. futurum — будущее, греч. logos — понятие, уче­ние). Буржуазные футурологи, опираясь на различные якобы научные методы, пытаются рисовать разнообраз­ные картины отдаленного и ближайшего будущего человечества.

Одна из этих картин изображает человечество XXI века в виде гигантского скопления колоссальных индустриальных центров. Тысячи предприятий, полностью укомп­лектованных роботами, сделают излишним труд среднего человека, миллиарды людей станут лишними жителями земли, управлять человечеством будут призваны гении. Возникнет особая организация власти — гениократии. Миллиардная армия опустошенных, серых, безликих людей будет обречена на вымирание, и понадобится гигант­ская индустрия развлечений, чтобы занять их досуг. Ли­шенные интереса к жизни, воли к борьбе и к деятельно­сти, они будут представлять собой лишь обузу для пра­вящей элиты. Никаких перспектив у такого человечества не существует, кроме перспективы постепенного выми­рания.

Другая картина будущего рисует как будто бы противоположный процесс. Гигантские города начнут пустеть, люди попытаются вернуться к природе, к маленьким по­селениям. Используя современную технику, в том числе микрокомпьютеры, они будут создавать небольшие и сред­ние предприятия. Возникнет множество независимых, изолированных, конкурирующих друг с другом предприя­тий и общин. Люди попытаются на новой индустриальной основе как бы возродить «золотой век» средневековых ремесленных цехов, производящих современную продукцию. Только при этих условиях, утверждают авторы подобных сценариев будущего, возможно хоть малейшее со­хранение индивидуальности, личности человека. В противном случае все люди будут полностью обезличены, пре­вратятся в «одномерных» существ, в простые придатки гигантских индустриальных предприятий и транснациональных корпораций. Распад общества на отдельные об­щины— вот плата за сохранение хотя бы убогой лич­ности.

Еще более мрачную картину рисуют авторы тех сценариев, которые предполагают неизбежность атомной ка­тастрофы и вымирания человечества от ее разрушитель­ных последствий. Больные и изуродованные люди либо не смогут управлять современной техникой и обеспечить себя продовольствием и жильем, либо превратятся в рабов «бессмертных» и неуязвимых роботов.

Не вдаваясь в детали всех этих сценариев будущего, отметим их главную особенность: все они исходят из идеи вечности капитализма. А мрачное предчувствие его неотвратимой гибели превращают в столь же мрачные и пес­симистические прогнозы. Буржуазные футурологи гото­вы допустить гибель человечества, торжество царства роботов, господство фантастических внеземных цивилизаций и т. д., но только не победу социализма и ком­мунизма.

Мысль о торжестве социалистического общества, о новом, справедливом социальном порядке возникла не вче­ра. Задолго до появления трудов К. Маркса и Ф. Энгель­са существовал утопический социализм (233). Наиболее талантливые из его представителей рисовали яркие кар­тины социалистического будущего, насыщая их самыми удивительными подробностями. Они детально описывали одежду и быт жителей этого общества, создавали в своих трудах подробные проекты их жилищ, распорядок дня, конституции и законы будущих социалистических общин, заранее определяли, как будут заключаться браки и вос­питываться дети. Представители этого мечтательного уто­пического социализма были уверены, что он возникнет не вследствие революционной массовой борьбы трудящихся, а в результате просветительской деятельности выдающих­ся мыслителей. Нечего и говорить, что их мечты так ни­когда и не были воплощены в жизнь, ибо подлинные соци­ализм и коммунизм могут быть построены в упорной и ожесточенной борьбе, усилиями широчайших народных касс, руководимых передовыми партиями, опирающимися на теорию научного коммунизма, а не на утопический социализм.

Теоретическим и методологическим фундаментом теории научного коммунизма как раз и является философия диалектического материализма. Открыв наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, пока­зав, что именно общественное бытие определяет созна­ние и что революционное преобразование как величайший исторический скачок из царства необходимости в царство свободы должно начаться именно с преобразования само­го общественного бытия, диалектический материализм обосновал объективную необходимость перехода к комму­нистической формации.

Установив историческую неотвратимость коммунизма, философия марксизма-ленинизма не предлагает никаких утопических картин будущего. Она не навязывает будущему никаких деталей и подробностей жизни, основанных на современных представлениях и достижениях. Впрочем, учитывая постоянно нарастающие темпы научно-техни­ческого прогресса, предвидеть такие детали просто невоз­можно. Вместо этого философия марксизма, обобщая опыт исторического развития и международного революционно­го движения, с научной достоверностью выявляет основ­ные этапы перехода от капитализма к социализму и от первой фазы коммунизма — социалистического общества к его второй и высшей фазе — к полному коммунизму. Этот переход может совершаться в различных формах с учетом конкретных особенностей каждой страны, расста­новки классовых сил, международной обстановки и вре­мени, когда в ней начинается революционный про­цесс (214). Однако, каким бы ни было разнообразие форм, содержание этого процесса одно и то же. Оно включает в себя этапы построения социалистического общества, его всестороннего совершенствования, переход собственно к коммунизму.

По мере накопления опыта коммунистического строительства научные представления о высшей фазе нового общества будут обогащаться и конкретизироваться. Лю­бые попытки забегания вперед, введения коммунистиче­ских принципов без учета уровня материальной и духов­ной зрелости общества, как показывает опыт, обречены на неудачу, могут вызвать издержки как экономического, так и политического характера.

Как и когда каждый народ и каждая страна вступят на путь социалистических и коммунистических преобразований, в какой последовательности они будут совер­шаться, должна ответить история. Марксистско-ленинская философия доказывает лишь то, что такие преобразования неотвратимы. Поэтому она, не предсказывая деталей бу­дущего, обосновывает историческую неизбежность наступ­ления коммунистического общества, путь к которому не­прост и нелегок, но закономерен. Именно это определяет вклад марксистско-ленинской философии в формирование научного мировоззрения, делает ее важнейшим инструментом воспитания коммунистической сознательности и формирования активной жизненной позиции нового че­ловека. Таким образом, говоря о будущем и раздвигая закрывающую его завесу, философия марксизма-лениниз­ма не рисует фантастических деталей и подробностей, но указывает основные закономерности и этапы пути, кото­рый должен привести к коммунизму.

Читать дальше >

< К содержанию