606 Ускорение социально-экономического развития при социализме и человеческий фактор

Одной из самых важных черт социалистического общества, находящегося на переднем крае всемирно-исторического прогресса, является ускорение социаль­но-экономического развития.

Известно, что социально-экономиче­ский и духовный прогресс (428) со­ставляет неотъемлемую черту истории общества. Однако в разные эпохи, в разных общественно-экономических формациях (213, 217—220) он совершается неравномерно, с различной скоростью, нередко прерываясь широкими полосами застоя и даже регресса. Известно также, что различные стороны общественной жизни развиваются не­равномерно и что во всех антагонистических формациях их развитие совершается в основном стихийно. Как уже отмечалось, отличительной чертой коммунистической фор­мации (221), начиная с ее первой фазы, является то, что построение нового общества — от производительных сил до высших этажей политико-правовой надстройки, вклю­чая все формы общественного сознания, осуществляется планомерно, сознательно, в интересах трудящихся, на основе марксистско-ленинской теории и под руководством Коммунистической партии, разрабатывающей стратегию и тактику его поступательного социально-экономического развития.

Для современного этапа развития нашего общества характерно ускорение всех сторон социально-экономическо­го процесса: ускоренное развитие производительных сил, постоянное совершенствование производственных отноше­ний, духовной культуры, всех видов общественных отно­шений, всех форм общественно-политической организа­ции и деятельности трудящихся. Но почему именно сей­час на передний план выдвигается проблема ускорения социально-экономического развития и каковы важнейшие факторы и условия ее успешного решения?

Она выдвигается на передний план потому, что в течение ряда лет до середины 80-х годов нашего столетия, как уже неоднократно отмечалось, вследствие определен­ных объективных и субъективных причин начали усили­ваться застойные тенденции, нарушавшие объективную закономерность ускорения социально-экономического про­гресса, усиливающегося при переходе к более высоким общественно-экономическим формациям, и особенно при переходе к социализму. То, что такая закономерность объективна, отнюдь не означает, что она действует автоматически и не может нарушаться или прерываться, деформироваться в течение более или менее продолжитель­ного времени. Дальнейшее нарастание застойных явлений могло бы привести к крайне тяжелым последствиям для нашего общества. Осознание неизбежности глубоких, ко­ренных перемен и усилия, предпринимаемые нашим наро­дом и партией для преодоления негативных последствий застоя, не только создают наиболее благоприятные усло­вия для реализации объективных исторических законов, но и способствуют осуществлению высших принципов и идеалов социализма в исторически обозримом будущем.

Наше общество вступило ныне в такой этап, когда назрела необходимость глубоких качественных изменений производительных сил и соответствующего совершенство­вания производственных отношений. В тесной взаимосвя­зи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей идеологии, надстройке советского общест­ва (004, 205, 224). Во всех областях общественной и ду­ховной жизни возникает объективная потребность посто­янной и систематической гармонизации всех социальных механизмов, всех учреждений, всех видов общественных отношений и производственных процессов на основе кар­динального   ускорения   научно-технического   прогресса. Такая гармонизация предполагает создание и отработку способов быстрого и своевременного разрешения тех неантагонистических противоречий и устранения тех препят­ствий, которые мешают достижению целей нашего общества. Следует напомнить, что первоочередными из этих целей являются неуклонное повышение благосостояния советских людей, их культурного уровня, всемерное сти­мулирование творческой инициативы и активности на про­изводстве, в общественно-политической сфере. Достижение этих целей, с одной стороны, требует от каждого человека высокой сознательности, глубокого понимания единства личных и общественных целей, полной самоотдачи на благо общества, а с другой стороны, приводит к сущест­венному ускорению его социально-экономического разви­тия в целом. Но это как раз означает постоянное возра­стание творческого потенциала человека и общества в условиях, когда каждый, являясь членом того или иного трудового коллектива, активно участвует в выработке и реализации ответственных и общественно значимых реше­ний. Этим достигается постоянное повышение роли чело­веческого фактора в совершенствовании социалистического общества. Неуклонно возрастает уровень подлинной свободы, а вместе с тем осуществляется все более полная творческая самореализация всех способностей каждого человека.

Было бы неверно понимать человеческий фактор упрощенно, как сумму причин, активизирующих производственную и социальную деятельность людей. Человек не только трудится, не только участвует в политической жизни, он создает семью, отдыхает, читает, общается с друзьями, занимается теми или иными непроизводствен­ными делами в свободное от работы время, воспитывает детей, развлекается, мечтает и т. д. Лишенный обычных повседневных радостей и забот, задерганный бюрократи­ческими мероприятиями, загнанный различными техни­ческими перегрузками, находящийся в состоянии стресса, он не может быть полноценным гражданином, семьяни­ном, другом, творцом собственной судьбы, полноценным членом того или иного коллектива. Если не учитывать этого и не создавать благоприятные условия для всех ви­дов нормальной человеческой жизнедеятельности, то че­ловеческий фактор из механизма прогресса может прев­ратиться в его тормоз, ослабляя активность людей, сни­жая их социальный, производственный, политический и личностный тонус, лишая их возможности наслаждаться духовно-культурной деятельностью. Важность философ­ского осмысления роли человеческого фактора в развитии общества состоит как раз в понимании его противоречи­вости и в необходимости сознательно и целенаправленно стимулировать его положительные стороны, сводя к минимуму негативные, возникающие тогда, когда не учитываются те или иные моменты реальной чело­веческой жизни, реальные человеческие интересы и по­требности.

Повышение роли человеческого фактора делает гармоническое развитие личности, ее всестороннее духовно-нрав­ственное, физическое, эстетическое совершенствование за­дачей первоочередной важности, задачей, поставленной самим ходом вещей, объективными закономерностями развития социалистического общества. При этом духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков, специальное и об­щее образование становятся не только условиями гармо­нического развития личности, но и необходимыми пред­посылками активного участия каждого в совершенство­вании всех сторон нашей общественной жизни, в борьбе с негативными явлениями, такими, как нарушения трудовой дисциплины, пьянство, тунеядство, бюрократизм и т. д. Рост духовной культуры и общее повышение образованности членов социалистического общества выдви­гаются на передний план и наряду с решением экономи­ческих и социальных задач включаются в общую систему стратегических целей политики партии.

Реализация этих целей, направленных на достижение качественно нового состояния общества, связана с ускорением всего социально-экономического развития нашего общества. Оно стало исторической закономерностью раз­вития новой общественно-экономической формации, фор­мации коммунистической. В этих условиях задача марк­систско-ленинской философии состоит в глубоком пости­жении закономерностей и факторов ускорения историче­ского процесса в период совершенствования всех сторон социалистического общества.

Читать дальше >

< К содержанию