607 Культура и цивилизация. Дорога к новой цивилизации

Глубокие перемены, стремительно происходящие в окружающем нас мире, влияют на содержание и форму куль­туры, на развитие всей цивилизации. Что же такое культура и цивилизация? Как они связаны между собой? Каково отношение к ним человека?

В современной философской литературе имеются десятки и даже сотни определений понятия культуры. Сам этот термин происходит от латинского слова cultura, озна­чающего возделывание, воспитание, образование, почита­ние. Первоначально он употреблялся для обозначения хорошо обработанных земельных угодий, полей, виноград­ников и т. д., на которых произрастали выведенные и отобранные человеком растения. С его помощью осущест­влялось противопоставление сделанного, созданного, вы­веденного, человеком дикому, неокультуренному в приро­де. Со временем понятие «культура» сильно расширилось и распространилось фактически на все явления духовной и материальной деятельности человека в противополож­ность явлениям, не включенным в сферу его деятельности и не являющимся ее результатом. То, что называют ма­териальной культурой, охватывает всю совокупность ре­зультатов человеческой деятельности в прошлом и настоя­щем, все, что сделано человеком, включая искусственную среду обитания (310). К материальной культуре относят­ся орудия труда, все предметы быта, а также материаль­ные произведения искусства, транспортные средства и т. п. Духовная культура охватывает всю совокупность знаний, убеждений, предрассудков, заблуждений, религию, все формы общественного сознания, науку, моральные ценности, нормы, стандарты и правила поведения, существующие в каждом данном обществе. Помимо материаль­ной и духовной культуры можно говорить и о культуре деятельности. Она не совпадает целиком с материальной культурой, хотя и связана с ней, равно как и с духовной культурой. Так, например, представители разных нацио­нальных или социальных культур по-разному действуют и обращаются с одинаковыми средствами производства, орудиями труда, по-разному организуют деятельность, осуществляемую на одной и той же технической основе. Находясь в сильной зависимости от духовной культуры, культура деятельности в значительной мере определяется конкретными объективными условиями, в которых осу­ществляется тот или иной вид деятельности. Она возни­кает и развивается, так сказать, на пересечении матери­альной и духовной культуры.

Каждый народ, каждая нация, каждая устойчивая социальная группа в процессе своей социально-исторической жизнедеятельности создают свою особую, неповто­римую, оригинальную культуру. Культура, разумеется, зависит от социально-экономических условий, но эта за­висимость непростая, неоднозначная. Более того, куль­тура оказывает очень мощное обратное воздействие на ис­торические судьбы людей, целых народов, государств и исторических эпох. Чтобы понять исторические судьбы человечества и перспективы современного человека, нужно серьезно изучать культуру, овладевать всеми ее достижениями. Подобно тому как нет двух совершенно одинако­вых людей, нет и не может быть двух совершенно одина­ковых и взаимозаменимых культур. Каждая культура включает в себя какие-то неповторимые достижения, ко­торые обогащают человечество более глубоким понимани­ем самого себя и своих возможностей. Процесс осуществ­ления социальной справедливости, гармонического разви­тия личности, подлинной свободы невозможен без овла­дения ценностями всей мировой культуры, и особенно культуры своего народа, социалистического общества. Овладение культурой и использование ее в интересах об­щества, развития личности становятся важнейшим содер­жанием жизни каждого сознательного человека.

Понятие цивилизации отражает другую важную сторону общественной жизни. Для достижения тех или иных целей люди должны действовать более или менее согласованно, придерживаться общепринятых норм и правил. С возникновением классового общества и государства значительная часть таких норм и правил, особенно правовых и организационных, контролируется государством и обосновывается с помощью законодательства. Эта сто­рона дела и отражается в понятии цивилизации, проис­ходящем от латинского слова civilis — гражданский, го­сударственный. По мере развития общества в понятие цивилизации включался все более широкий ряд призна­ков, охватывавших непрерывно усложняющуюся общест­венную жизнь, регулируемую различными правовыми и моральными нормами, государственными установлениями и регламентациями. В цивилизованном обществе люди должны добровольно соблюдать принятые и санкциони­рованные нормы поведения и деятельности. Они имеют право на собственное достоинство и признание своих прав, разумных целей и привычек со стороны других граждан и общества в целом. Конечно, в различных общественно-эко­номических формациях, на различных исторических эта­пах развития цивилизация проявляется по-разному.

Идеологи капитализма всегда считали буржуазное общество образцом цивилизации и присваивали развитым капиталистическим странам особую цивилизаторскую функцию по отношению к слаборазвитым народам. Все, что не соответствовало нормам европейской буржуазной цивилизованности, рассматривалось как отсутствие цивилизации вообще и служило оправданием колониализма, экономической и военной экспансии. Такая цивилизатор­ская миссия на деле зачастую оборачивалась разрушени­ем других цивилизаций и древних культур.

Для некоторых буржуазных философов конца XIX — начала XX века, в частности для А. Вебера и О. Шпенглера, культура и цивилизация не столько связаны, сколь­ко противоположны, взаимоисключают друг друга. Наб­людая мощное развитие буржуазной техники, ведущей к обезличиванию людей, неумеренной урбанизации и разрушению национальных традиций и культур, Шпенглер выдвинул идею, что развитие современной технологии в мировом масштабе означает непримиримое столкновение между цивилизацией и культурой: разрушая культуру, цивилизация вместе с тем приводит к «закату», к разрушению и общество. Однако эта точка зрения, отражая некоторые реалии современного капитализма, не выража­ет сущности мирового исторического процесса. Противо­речие между цивилизацией и культурой характерно лишь для общества, в котором безудержное технологическое развитие ведет к экологическому кризису (301, 302, 312), неограниченной урбанизации и разрушению человеческих ценностей, культурных традиций, к дегуманизации и хронической бездуховности. Устранение указанных пороков цивилизации представляет собой путь к органическому слиянию ее с культурой. Решая задачи всестороннего со­вершенствования социализма и ускорения социально-эко­номического прогресса, наше общество вместе с тем про­кладывает дорогу к новой цивилизации. Ее отличительная черта состоит не в противопоставлении гуманизма, куль­туры и личностного начала бездушной технике, полной заорганизованности и казарменному коллективизму, а в соединении гуманизма с наукой и техникой, организован­ности с индивидуальным творчеством и свободой лично­сти. Возможность единства культуры и цивилизации за­ложена в самой природе общества без антагонистических противоречий, ориентированного прежде всего на разре­шение проблем человека, на создание условий для его гармонического развития. Разумеется, идти по дороге но­вой цивилизации нелегко. Путь этот чреват немалыми сложностями и препятствиями, с которыми сталкивается общество. И назначение философского знания заключает­ся в том, чтобы, поняв глубинную связь между человеком и обществом, между цивилизацией и культурой, между творчеством и организацией, способствовать преодолению трудностей на пути к установлению их единства.

Читать дальше >

< К содержанию