514 Некоторые общенаучные методы познания

Современная наука быстро развивается. Она изучает самые различные объекты в природе и обществе — от элементар­ных частиц до звезд, от живых организ­мов до роботов, от психики отдельного человека до соци­альных преобразований в масштабе всего общества. Это приводит к созданию новых наук. Такой процесс называ­ется дифференциацией научного знания. Дифференциация науки приводит к появлению множества различных специально научных методов познания. Вместе с тем проис­ходит и обратный процесс — интеграция науки. Он про­является в том, что законы и закономерности, открытые одними науками, находят применение в других. Понятия, сформировавшиеся в рамках физики или химии, применяются при изучении живых организмов. Экономические закономерности используются для изучения истории об­щества, а достижения психологии учитываются при кон­струировании роботов и т. д. Но самым важным проявле­нием интеграции науки является развитие и углубление общенаучных методов познания, широко применяемых и используемых во всех видах научного исследования. Их изучение является важной задачей теории познания.

1.    Дедуктивный и индуктивный методы познания.

Законы, гипотезы и теории каждой науки образуют особый уровень знания, называемый теоретическим. Знания, основанные на непосредственном наблюдении и эк­сперименте, то есть на чувственном восприятии, образуют другой уровень — эмпирический уровень познания. Между теоретическим и эмпирическим уровнями познания совре­менной науки существуют очень сложные отношения. Дело в том, что теории, гипотезы и законы современной физики, кибернетики, астрономии, биологии и других наук очень абстрактны. Они не могут быть выражены в наглядных образах, понятиях и суждениях, непосредст­венно соотносимых или применяемых к чувственно вос­принимаемым явлениям. Эти виды знаний обычно выра­жаются в сложной символической форме в виде матема­тических уравнений, в абстрактных логических формули­ровках. Чтобы применить их к действительности и проверить их истинность, необходимо сравнить и сопоста­вить теоретический уровень познания с эмпирическим. Для этого применяется дедуктивный метод познания. Он заключается в следующем. Основные, исходные законы и гипотезы данной теории последовательно преобразуются с помощью строго определенных логических и математи­ческих правил. В результате этих преобразований появ­ляются длинные цепочки или системы формул, теорем или предложений, выражающих те или иные закономер­ности или описывающих определенные свойства и связи изучаемых объектов. Процесс выведения таких производ­ных знаний из исходных основных законов и гипотез на­зывается дедукцией, а полученные знания — дедуктивны­ми (выводными).

Дедуктивный метод познания позволяет путем различных логических и математических преобразований получать гигантское множество следствий из относительно не­большого числа основных положений и законов данной теории. В отличие от исходных положений теории, которые лишены наглядности, следствия оказываются приме­нимыми к чувственно воспринимаемой материальной действительности. Для этого им придается эмпирический, то есть чувственно воспринимаемый, смысл и значение. Например, переменные величины, содержащиеся в формулах, сравниваются с показаниями стрелок на шкалах определенных приборов, с показаниями различных электрических индикаторов или с обычными зрительными и акустическими наблюдениями и т. д. Таким образом, с помощью дедуктивного метода выявляется связь теоретиче­ского уровня знаний с эмпирическим уровнем, а следова­тельно, и с экспериментом, наблюдением и практикой в самом широком смысле слова. Например, основные зако­ны квантовой механики не поддаются непосредственному и прямому применению к самой действительности и не­сопоставимы с результатами экспериментальных наблю­дений. Конечные же следствия, полученные из них с по­мощью математических преобразований, могут быть про­верены экспериментально. Благодаря этому не только удается доказать истинность основных законов квантовой механики, но и найти им самое широкое практическое применение.

Если дедуктивный метод позволяет осуществить переход от теоретического уровня к эмпирическому, то индук­тивный метод научного познания позволяет осуществлять переход в противоположном направлении. На практике, в научном наблюдении и эксперименте ученые накапли­вают огромное количество более или менее сходных фак­тов, относящихся к тем или иным явлениям природы и общественной жизни. Возникает вопрос, каким образом из разрозненных фактов, подверженных случайным воз­действиям и изменениям, можно извлечь знания об уп­равляющих ими объективных законах. Индуктивный метод построения научных знаний как раз и представляет собой совокупность правил, позволяющих переходить от чувственных наблюдений и эмпирических знаний об от­дельных фактах к теоретическим знаниям о законах, ле­жащих в основе этих фактов и образующих их сущность (509). Применение индуктивного метода связано с широ­ким использованием в научном познании математической статистики и теории вероятностей, с помощью которыхиудается количественно оценить вероятность наступления того или иного события, вероятность появления того или иного свойства в целой серии экспериментов и т. д. Если степень вероятности того, что данный процесс или данное свойство окажутся устойчивыми, является очень высокой, то знания о таких процессах или свойствах могут рассматриваться как законы науки. Именно так были откры­ты законы распределения энергии в изолированных физи­ческих системах (второй закон классической термодина­мики), дарвиновский закон естественного отбора и многие другие закономерности современной науки. Позволяя пе­реходить от отдельных частных наблюдений к более общим теоретическим знаниям, индуктивный метод познания играет важную роль в развитии современной науки. По своему направлению дедуктивный и индуктивный методы познания внешне противоположны, но внутренне они об­разуют глубокое диалектическое единство, обеспечивая быстрое развитие всей системы научного знания.

2.    Анализ и синтез.

Приступая к изучению нового объекта, ученые, как правило, располагают лишь самыми общими абстрактными знаниями о нем, отражающими его отдельные свойст­ва и характеристики. Этих знаний недостаточно для глу­бокого понимания, а тем более практического применения изучаемых явлений или процессов. Чтобы получить о них всю необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить данный объект в виде особой системы. Затем такая система последователь­но разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов (107). Процесс последовательного разложения системы (целого) на подсистемы (части) и элементы и поэтапного изучения этих подсистем и элементов называется анализом. В ходе анализа накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того чтобы получить новое, на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходи­мо осуществить новый этап познания, называемый син­тезом. Все знания, накопленные в ходе анализа, объеди­няются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда объеди­нение, или синтез, знаний завершено, мы вновь получа­ем целостное представление, целостное знание об объекте. Однако в отличие от первоначального, исходного знания оно является не абстрактным, а конкретным (505) и дает такой объем информации, который позволяет видоизме­нять и преобразовывать изучаемые объекты, использовать их в практической деятельности для достижения намечен­ных целей. Процесс перехода от анализа к синтезу может повторяться неоднократно. Каждое новое повторение про­цедур анализа и синтеза приводит как бы к новому витку знаний. Методы познания повторяются, но на новом уров­не диалектической спирали познания.

3. Логический и исторический методы познания.

Каждую сколько-нибудь сложную систему в природе и обществе можно рассматривать с двух точек зрения. При первом подходе объект познания рассматривается как уже сложившийся, сформировавшийся, в той или иной степени завершенный. При втором подходе упор делается на изучение процесса развития и формирования этого объекта. Первый подход позволяет выявить законы функцио­нирования, или жизнедеятельности, изучаемого объекта. При втором подходе выявляются и изучаются объектив­ные законы его развития, становления, возникновения и изменения.

Метод познания, которым мы пользуемся при первом подходе, обычно называют логическим. Он состоит в выявлении основных, наиболее важных и существенных черт, свойств и характеристик и последовательном переходе от исходных понятий, отражающих эти свойства и черты, ко все более сложным конкретным понятиям, дающим нам более полное и всестороннее знание об изучае­мых явлениях и процессах. Применение этого метода по­зволяет нам познать предмет таким, каким он является в своих существенных чертах сейчас, в момент, когда осуществляется процесс познания.

При втором подходе мы шаг за шагом воспроизводим реальный процесс исторического развития, которое далеко не всегда является простым и прямолинейным. Исто­рический метод познания состоит в последовательном рас­смотрении и описании всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов. Он прослеживает все витки реального сложного спиралевидного процесса развития со всеми его зигзагами и отступ­лениями. Исторический метод познания является поэтому наиболее трудоемким и требует большой затраты сил и времени. Вместе с тем он позволяет ответить на многие вопросы, на которые не может дать исчерпывающих от­ветов логический метод познания. К числу таких вопро­сов принадлежит вопрос о последовательности, направле­нии исторического развития изучаемых объектов. Поэтому логический и исторический методы не противостоят друг другу, а дополняют друг друга.

Так, изучая симптомы болезни, врач выделяет наиболее важные признаки заболевания: изменения температу­ры, изменения в составе крови, наличие определенных микроорганизмов, изменения отдельных органов и в за­ключение путем логического связывания полученных дан­ных ставит диагноз, то есть получает вполне конкретное знание о состоянии здоровья пациента и виде заболева­ния. Однако для эффективного лечения одного этого диаг­ноза недостаточно. Необходимо знать историю болезни, последовательность появления симптомов, развитие от­дельных проявлений заболевания, изменения различных характеристик организма, самочувствие больного и т. д. Только дополнив такими историческими сведениями полу­ченные ранее знания, он может окончательно уточнить диагноз и предписать эффективное лечение. Более того, сам процесс лечения требует постоянного рассмотрения процесса выздоровления больного в развитии, в динамике, в изменении.

Логический и исторический методы познания диалектически дополняют друг друга и при изучении различных социальных явлений.

Так, изучая экономику какой-либо страны, мы прежде всего стремимся выявить ее структуру, проанализировать производственные отношения, рассмотреть основные компоненты экономики (промышленность, сельское хозяйст­во, торговлю, сферы услуг и управления, финансы, нало­говую систему и т.д.), а также важнейшие отрасли народного хозяйства (добывающую промышленность, энергетику, химическую промышленность, машиностроение и т.п.) и удельный вес новых технологий (биотехно­логия, информационная технология и т.п.). Это позволя­ет выявить законы функционирования данной экономиче­ской системы. Такое исследование осуществляется в рамках логического подхода, позволяющего выделить основные узлы экономической системы, их связи, взаимодействие, взаимное влияние и т.д. Для того же, чтобы ответить на вопрос, почему в данной стране сложилась именно такая экономика, каковы тенденции и перспекти­вы ее развития, почему по определенным показателям она отличается от экономики других стран, необходимо осуществить исторический подход и подробно рассмотреть компоненты экономики в развитии, в процессе их возник­новения, становления, усиления или ослабления в бли­жайшей и отдаленной перспективе.

Логический и исторический методы тесно связаны и взаимодополнимы. Выделяя основные структурные компоненты и связи в данной экономической системе, логиче­ский метод показывает, какие именно механизмы этой системы следует подвергнуть историческому анализу, что именно в историческом исследовании наиболее важно для понимания современной экономической ситуации. Исторический же метод, рассматривая последовательность и причинные связи возникновения данной экономической системы, позволяет глубже понять выявленные логиче­ским анализом ее закономерности, объяснить ее специфи­ку и своеобразие.

Таким образом, между логическим и историческим методами познания существует глубокая внутренняя связь. Логический метод позволяет выявить основные узловые моменты, подлежащие историческому изучению, истори­ческий же метод — конкретизировать, уточнить и допол­нить результаты логического метода познания.

Читать дальше >

< К содержанию