418 Эволюция и революция

На первый взгляд научное открытие, смена геологических эпох и социальная революция не имеют ничего общего. Но это лишь на первый взгляд. Присмот­ревшись к данным процессам внимательнее, можно по­нять, что все они представляют собой качественные скач­ки, некоторые разрывы в постепенном ходе событий, пе­рерыв непрерывного процесса. Возникает вопрос, сущест­вует ли какая-нибудь объективная закономерная связь между количественными и качественными изменениями, между плавным, постепенным, непрерывным ходом собы­тий и их скачкообразным изменением. На этот вопрос давались разные ответы.

Согласно религиозным воззрениям, бог создал мир раз и навсегда готовым и совершенным. Поэтому никаких действительно глубоких изменений в нем не происходит. Различного рода качественные изменения, скачки в природе и обществе рассматривались как случайные явления, смысл которых просто непонятен человеку, поскольку «неисповедимы пути господни». Эти скачки и катастрофы могут восприниматься и как козни дьявола. Действительно же качественных преобразований нет, качественно новые явления невозможны.

По мере развития науки накапливались неопровержимые факты, доказывавшие, что сама поверхность земли на протяжении ее истории качественно изменялась. Появ­лялись новые материки, острова и горы, иногда на глазах людей менялись русла рек и очертания морских берегов. Люди не только обнаружили, что в древности существо­вали виды животных и растений, которых нет сейчас, но и научились сами создавать новые породы животных и растений. Таким образом, идея качественной неизменно­сти мира была подорвана и опровергнута. На смену ей пришли две противоположные точки зрения на процесс развития.

Первая из них получила название «катастрофизма». Ярче всего она проявилась во взглядах французского зоолога Ж. Кювье (1769—1832). Стремясь объяснить исчез­новение одних и появление других биологических видов, он выдвинул предположение, что в истории земли постоянно чередуются периоды спокойного неизменного состояния природы и страшных катастроф — катаклизмов. В про­межутке между катаклизмами животные и растения не меняются. В ходе очередного катаклизма почти все живое погибает, в новых условиях возникают новые виды животных и растений, никак не связанные с предшествующими видами. Гипотеза Кювье не могла ответить на воп­рос, почему в строении живых организмов, живших до и после очередного катаклизма, имеется так много общего. Кроме того, изучение истории земли показало, что «гео­логические перевороты» сами занимали часто промежутки в тысячи, сотни тысяч, а то и миллионы лет и что жизнь на земле в это время не прерывалась. Хотя взгляды Кювье были, таким образом, опровергнуты, точка зрения, в со­ответствии с которой развитие состоит из не связанных друг с другом этапов покоя и катастроф, получила извест­ное распространение в понимании общественных процес­сов. Она воплотилась в теориях и политической деятель­ности анархистов и политических экстремистов. Все они кичились своей крайней революционностью и полагали, что в любой момент на любом этапе общественного разви­тия можно осуществить революционный переворот, унич­тожить государственную власть, ликвидировать в одно мгновение частную собственность и установить новый общественный порядок. В. И. Ленин показал полную несостоятельность такой «революционности». В действительности анархизм, экстремизм и терроризм являются выражением неустойчивости мелкой буржуазии, ее неор­ганизованности и неуверенности в своих силах. Практика мирового революционного движения показала, что серьез­ные, глубокие социальные революции возможны лишь тог­да, когда они подготовлены всем предшествующим объек­тивным ходом исторических событий. Овладение государ­ственной властью, ликвидация антагонистических классов и построение социализма представляют собой закономер­ный этап в развитии общества.

Вторая точка зрения получила название «эволюционизма». В середине XIX века на основе обобщения огром­ного фактического материала была создана эволюционная теория Дарвина. Социал-дарвинисты попытались перене­сти теорию биологической эволюции на общество (307). Это и привело к возникновению эволюционизма. С ним не следует смешивать теорию эволюции. Эволюция — это такое течение процесса, в котором преобладают посте­пенные количественные изменения. Эволюционизм цели­ком сводит развитие к эволюции, а роль качественных революционных изменений приравнивает к нулю. В об­ласти понимания общественных процессов эволюционизм приводит к реформизму и ревизионизму. Политические реформисты и ревизионисты нередко приходят к полному отрицанию необходимости революционных изменений, С их точки зрения, переход от капитализма к социализ­му — это плавный эволюционный процесс, без скачков и революционных потрясений. Он осуществляется при помощи мирных реформ, ведущих к чисто количественным изменениям в области оплаты труда, продолжительности рабочего дня. Рабочим предлагают некоторое количество акций предприятий, на которых они работают, и этим, утверждают реформисты и ревизионисты, постепенно стирается грань между рабочими и капиталистами, а сам капитализм без всякой классовой борьбы и революции «перерастает в социализм». Если же учесть, что рост заработной платы не покрывает роста дороговизны, а сокращение рабочего времени сопровождается интенсификаци­ей труда и что, вручая акции одним рабочим, капитализм делает безработными других, то подлинный смысл рефор­мизма и ревизионизма становится очевидным. Противо­поставляя революционному марксизму-ленинизму буржуазный эволюционизм, современные реформисты фактически увековечивают эксплуатацию человека человеком, стремятся затушевать классовую борьбу и предотвратить действительное преобразование общества.

Таким образом, в основе различных немарксистских взглядов на процесс развития лежит одностороннее метафизическое понимание количественных и качественных изменений в процессе развития. Одна точка зрения (катастрофизм) не видит, что коренные качественные изме­нения подготавливаются и вызываются постепенными ко­личественными. Другая точка зрения (эволюционизм) сводит все развитие лишь к количественным изменениям, отрицает значение качественных преобразований и поэто­му не в состоянии объяснить, откуда появляются новые явления в общественной жизни. Следовательно, правиль­ное понимание развития состоит в том, чтобы обнаружить и изучить действительную взаимосвязь между этими дву­мя типами изменений. Материалистическая диалектика, опираясь на опыт исторического развития и в полном соответствии с данными современной науки, утверждает, что постепенные количественные изменения любого явления или процесса при переходе через определенную меру зако­номерно и необходимо приводят к коренным качественным изменениям, в результате чего и возникает новое качест­во, новое явление или процесс. Иными словами, любая эволюция рано или поздно создает условия для революции. В свою очередь завершившийся революционный процесс создает предпосылки для эволюционного развития, происходящего на новой качественной основе. В этом и прояв­ляется подлинное диалектическое единство количества и качества как противоположных, но взаимосвязанных сто­рон, моментов или характеристик процесса развития.

Читать дальше >

< К содержанию