419 Диалектическая связь количественных и качественных изменений

Чтобы убедиться во всеобщем и закономерном характере только что сформулированной диалектической взаимосвязи между количественными и каче­ственными изменениями, между эволю­ционным и революционным этапами процесса развития, рассмотрим несколько примеров:

1. Известно, что в зависимости от изменения энергии связи между молекулами и атомами химические вещества меняют свое агрегатное состояние. Так, при нормальном атмосферном давлении и температуре ниже 0° по Цельсию вода имеет кристаллическое строение и является твердым телом — льдом. При изменениях температуры меняются отдельные свойства льда, но качественные характеристики, связанные с кристаллическим строением и способно­стью любого твердого тела сохранять свою геометрическую форму, остаются прежними. При нагревании выше 0° начинается таяние льда. Энергия, сообщенная при нагре­вании, разрывает связи, объединяющие молекулы воды в кристаллики. С точки зрения физики этот процесс назы­вается фазовым переходом. В зависимости от скорости подогрева он может длиться более или менее долго. С точки же зрения диалектики это качественный скачок: разрываются одни качественные связи, возникают другие. В результате таяния льда вода переходит в новое агрегат­ное состояние — жидкость. В кристалликах молекулы H2O колеблются в ограниченном пространстве около одних и тех же точек — кристаллических узлов. В жидком состоя­нии они двигаются хаотически, подчиняясь законам броу­новского движения. С новым качественным состоянием связаны и новые количественные характеристики. Жидкая вода не только подчиняется другим физическим законам, но ее химические и физические свойства становятся дру­гими. Она, например, является хорошим растворителем для многих химических веществ. Причем при подогрева­нии ее способность растворять вещества постепенно, без скачков, нарастает. Вода при температуре +1 °С и + 99 °С обладает разными свойствами. В первом случае опущен­ная в нее рука ощущает холод, во втором — можно полу­чить ожог. И тем не менее это — количественное разли­чие, так как по своим физико-химическим свойствам и агрегатному состоянию, то есть в качественном отноше­нии, вода не меняется. Нагревание воды происходит плав­но, без разрыва качественных физических свойств, а вы­зываемые этим процессом следствия зависят от изменения энергии и скорости движения молекул. Однако при пере­ходе границы в 100° по Цельсию мера единства количе­ственных и качественных определенностей жидкого аг­регатного состояния нарушается, начинается новый фа­зовый переход — кипение. С точки зрения диалектики это — новый качественный скачок. Его результатом снова является разрыв старых физических связей и свойств и возникновение новых. В газообразном агрегатном состоя­нии вода подчиняется уже не законам гидродинамики, а законам газовой динамики. Так, вода почти не сжимается, тогда как газы легко поддаются сильному сжатию. На этом, кстати, основана работа паровых двигателей. Новое качественное состояние характеризуется, следовательно, и новыми количественными характеристиками, не свойственными ни твердому, ни жидкому состоянию воды.

2. Смена общественно-экономических формаций (217 — 221) — это не физический, а исторический процесс, одна­ко и в нем отчетливо обнаруживается диалектическая связь количественных и качественных изменений. Первобытнообщинный строй постепенно изменяется под влия­нием крайне медленного совершенствования и развития производительных сил: каменных, а затем металлических орудий труда и соответствующих навыков человека. Мед­ленно нарастает производительность труда и количество производимых продуктов. С определенного момента, ког­да возможности коллективистских производственных от­ношений уже исчерпаны, количественные изменения достигают определенной границы, возникает несоответст­вие производственных отношений и производительных сил. Дальнейшее развитие производства оказывается не­возможным. Начинается процесс качественного видоизме­нения способа производства, а это, как мы знаем, ведет к разрушению всех общественных связей и отношений об­щинно-родового строя. Разрушается старый базис и возвы­шающаяся над ним надстройка, происходят глубокие качественные изменения во всем обществе. Историче­ски — это первая социальная революция (214). Вновь возникающая рабовладельческая формация качественно отличается от предыдущей тем, что формируются частно­собственнические производственные отношения, склады­ваются антагонистические классы, возникают государст­во, право и т. д. Новому качественному состоянию общества соответствуют и новые количественные харак­теристики, новые параметры. В самом деле, первобытно­общинный строй развивается на протяжении многих де­сятков тысяч лет. История рабовладельческого общества охватывает примерно четыре тысячелетия. Количество материальных продуктов, произведенных в рабовладель­ческую эпоху, включая здания, дороги, ирригационные сооружения, орудия труда, оружие и т. д., превосходит все, созданное на тех же территориях на протяжении всей предшествующей формации. Резко возрастает количест­во населения, убыстряется развитие культуры, она при­нимает количественно и качественно другой характер, появляются и такие характеристики, которых в прежнем обществе просто не было, например интенсивность и ост­рота классовых конфликтов.

Достигнув известного предела, производительные силы рабовладельческого общества вновь вступают в противоречие с производственными отношениями. Начинается новая социальная революция, новый качественный ска­чок. Однако и эта революция происходит не мгновенно, а занимает многие десятки и сотни лет. Ее результатом является возникновение феодального общества со своими качественными характеристиками. В Европе феодальная формация изживает себя в связи с нарастанием классовой борьбы, а на поздней стадии — и ускоренным развитием экономики, приводящим к возникновению капиталистиче­ских производительных сил. Постепенно обострение и нарастание противоречий в системе производственных от­ношений и производительных сил охватывают все фео­дальное общество, и снова повторяется процесс перехода количественных изменений в коренные качественные. По­следние проявляются в форме буржуазных революций, приводящих к созданию капиталистической формации. Для капиталистического общества характерны и особые количественные характеристики. Резко повышается ско­рость исторического процесса. От первых буржуазных ре­волюций до первой социалистической революции в октябре 1917 года проходит менее четырех столетий. Производи­тельные силы развиваются в нарастающем темпе. Коли­чество продукции, производимой человеком, например, в течение одного года, постепенно сравнивается с продук­тивностью всей «неокультуренной» природы, а затем и превышает ее. Основным количественным показателем становится интенсивность капиталистической эксплуатации рабочего класса. Количественное нарастание противо­речий капиталистического общества вызывает революци­онный, то есть качественный, переход к новой, коммуни­стической формации.

На том, как проявляется диалектическая взаимосвязь количественных и качественных изменений при социализме, мы остановимся ниже (422), но и в приведенном при­мере отчетливо заметно, что количественные изменения при переходе определенной меры приводят к качественно­му скачку, а возникновение нового качества в свою оче­редь характеризуется новыми количественными парамет­рами, новым типом количественных изменений.

3. В первом примере речь шла о количественных и качественных изменениях в природном явлении, во вто­ром — в общественном развитии. Посмотрим теперь, как связано количество и качество в развитии самого мышле­ния, сознания.

Новорожденный ребенок не обладает способностью говорить, способностью мыслить и выражать мысль в члено­раздельной речи. На протяжении первого года жизни идет постепенное количественное накопление соответствующих навыков. Первый качественный скачок происходит к кон­цу этого периода и проявляется в членораздельной речи: ребенок начинает произносить отдельные слова. Дальней­шее расширение запаса первоначальных понятий и выра­жающих их слов приводит к новому качественному скач­ку — ребенок начинает произносить отдельные фразы. Затем мышление ребенка изменяется настолько, что он оказывается в состоянии осуществлять более или менее сложные логические рассуждения или умозаключения, выразить в связной, последовательной форме свои жела­ния, чувства, знания об окружающем мире, тем самым наступает принципиально новый этап в формировании мышления. Таким образом, и здесь мы видим все ту же диалектику взаимосвязи и взаимопереходов количествен­ных изменений в качественные и наоборот. Подытоживая приведенные примеры и выявляя их общие черты, мы можем выявить и сформулировать закон диалектики, определяющий форму развития.

Читать дальше >

< К содержанию