408 Что же является источником развития? (Диалог)

Диалектическая и метафизическая концепции развития по-разному отвечают на важнейший для понимания особен­ностей развития вопрос об его источ­никах. Чтобы придать его формулиров­ке необходимую четкость и докопаться до объективных закономерностей, управляющих развитием, воспользуемся диалогом между двумя условными персонажами — диа­лектиком и метафизиком.

Диалектик (Д.). Я утверждаю, что любое развивающееся явление вызывается особой причиной, то есть ис­точником развития.

Метафизик (М.). По-моему, причиной любого процес­са развития являются толчок, импульс, какое-то внеш­нее обстоятельство или условие,  например изменение окружающей среды, действие внешних сил и т. д. Д. На чем основано ваше мнение?

М. На наблюдениях. Чтобы тачка катилась, ее необходимо толкнуть. Если человек перестает прилагать к ней силы, тачка останавливается. Развитие живого организма нуждается во внешних условиях: в солнечном свете, пище, влаге, определенной температуре и т. д. То или иное государство развивается в результате взаимодейст­вия с другими государствами.

Д. Короче, ваша позиция выглядит так: «каждое изменение, каждый факт развития в природе и обществе вызывается внешними силами». Не так ли?

М. Именно так.

Д. Но тогда как объяснить развитие Вселенной в целом? Этот факт бесспорно установлен современной астрономией. Получается, что кто-то должен был дать толчок всему миру, и при этом сам этот кто-то должен находить­ся вне Вселенной.

М. Возможно.

Д. В таком случае вы с неизбежностью приходите к идее бога как к источнику всеобщего развития.

М. Я говорил не о Вселенной, а о частных случаях.

Д. Разберемся в ваших примерах. Случай с тачкой — это пример простого механического перемещения, а не развития. Ее движение обратимо, в нем не появляется ничего принципиально нового, оно не соответствует признакам развития (401). Поэтому вывод, построенный на примере с тачкой, нельзя применить к фактам подлинного развития.

М. А как вы объясняете их причину?

Д. Внешние условия: свет, воздух, питательные вещества необходимы, например, для развития растения. Но главный источник развития — в нем самом. Если в нем совершается правильный обмен веществ, то есть усвоение питательных веществ и выделение продуктов жизнедеятельности, развитие происходит нормально. Если же об­мен веществ нарушен, развитие может замедлиться или вообще остановиться. Следовательно, основной источник развития находится внутри организма. То же самое проис­ходит с развитием государства. Функции, то есть задачи, решаемые государством (207), осуществляются различ­ными учреждениями — министерствами, ведомствами, ор­ганами местного самоуправления и т. д. Их обычно назы­вают государственным аппаратом. При определенных условиях, в том числе и в социалистическом обществе, может сложиться ситуация, когда у государственного аппарата начинают появляться собственные цели и инте­ресы, не соответствующие интересам и целям общества в целом.

М. К чему же это приводит и какое это имеет отношение к проблеме развития?

Д. Самое прямое. Государственный аппарат начинает разрастаться, становиться неповоротливым, оказывается неспособным решать задачи, стоящие перед обществом в целом, перед людьми, перед коллективами. Вместо того чтобы содействовать ускорению общественного развития, он начинает тормозить его, а это может привести к застойным явлениям в общественной жизни, в экономике. Чтобы преодолеть подобные явления, которые имели место в жизни нашей страны на протяжении последних при­мерно полутора десятилетий, нам пришлось устранить препятствия, связанные с бюрократизацией государственного аппарата, осуществить ряд мер по расширению и углублению демократии и гласности, по активизации дея­тельности Советов народных депутатов и т. д. Для этого не нужны были никакие внешние импульсы и толчки. Все источники, содействовавшие ускорению нашего общест­венно-экономического развития, были внутри нашего об­щества. Необходимость перестройки была осознана пар­тией, которая вскрыла причины застойных явлений и наметила меры для их устранения. Стало быть, и здесь подлинные источники следует искать внутри развиваю­щейся системы, а не вне ее.

Изложенное в этом диалоге метафизическое и диалектическое понимание источников развития В. И. Ленин на­зывал двумя концепциями развития. Характеризуя их, он писал: «При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источ­ник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внима­ние устремляется именно на познание источника «само» движения». Чтобы лучше разобраться в преимуществах диалектической концепции развития, нам нужно рассмотреть важнейшие категории материалистической диалекти­ки «противоположность» и «противоречие», позволяющие сформулировать наиболее общий диалектический закон, дающий нам знание об источниках всякого развития.

Читать дальше >

< К содержанию