Глава IV

РАЗВИТИЕ И ДИАЛЕКТИКА

 

В предыдущих главах мы не раз говорили о развитии природы, общества, сознания. Развитие является важнейшей формой движения, и, поскольку оно имеет место и во внешнем объективном мире, и в мире субъективной человеческой деятельности, изучение его наиболее об­щих закономерностей составляет задачу философии. Ответ на вопрос, что такое развитие и каковы его наиболее общие закономерности, дает особая философская теория, называемая диалектикой. Она служит основой диалектико-материалистической методологии познания и дея­тельности.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

 

401 Понятие развития

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что жизнь в современном мире ставит пе­ред человеком много проблем, которые не стояли перед большинством людей столетие назад, а тем более в глубокой древности. В наше время все в мире так тесно связано, так быстро меняется, такие глубокие преобразования происходят в экономике, политике и науке, что изменчивость, подвижность, динамизм становятся важнейшей чертой жизни людей. В этих условиях перед каждым рано или поздно встает насущная за­дача понять происходящие изменения и попытаться найти какие-то общие устойчивые черты, какие-то закономер­ности в процессах, совершающихся в космосе и в обществе, в объективной реальности и в нас самих, в наших переживаниях, замыслах и надеждах. Необходимость решить эту задачу вплотную подводит к вопросу о том, что такое развитие, как оно соотносится с остальными известными нам формами движения и изменения. Можно быть первоклассным специалистом и испытывать чувство тревоги и растерянности от непредвиденности и необъяснимости некоторых процессов и явлений, для понимания которых нужны знания более фундаментальные, связы­вающие все эти явления в рамках единого научного мировоззрения.

Для такого понимания необходимо прежде всего уметь отличать изменения магистральные, определяю­щие ход событий, от изменений менее существенных, последствия которых не столь значительны. Но как овладеть таким умением? Что является его отправным пунктом?

Размышляя над изменениями в духовной и матери­альной жизни, мы замечаем, что везде появляется нечто новое, непривычное, требующее от нас определенной подготовки, быстроты реакции, предвидения последствий и т. д. Возникает вопрос, представляет ли собой процесс появления нового закономерную черту природы, общества и мышления, или же эта новизна обманчива, иллюзорна? Можем ли мы предсказать появление нового и в той или иной степени управлять соответствующими процессами и какое значение имеет это для жизни людей? Приспо­сабливаясь к привычным явлениям и стабильным собы­тиям, люди вырабатывают определенные представления и правила деятельности, облегчающие им достижение индивидуальных и социально-групповых целей. Это соз­дает определенный социальный и духовный комфорт, чув­ство внутренней уверенности, спокойствия и удовлетво­рения. Появление же чего-то принципиально нового, если оно не было заранее предсказано, если к нему своевре­менно не подготовились, может создать огромные труд­ности.

Однако принципиально новые явления в природе, общественной и личной жизни способны не только нарушать устоявшиеся стереотипы, вызывать тревогу, опасе­ние и неуверенность. Они могут быть желанными, необходимыми, крайне важными для существования как отдельных людей, так и общества в целом. Если в обществе возникает экономический и социальный застой, то жизненно необходимы радикально новые экономиче­ские рычаги управления, позволяющие выйти из состоя­ния застоя. Если имеющиеся лекарственные средства не излечивают от тяжелых болезней, не предотвращают опас­ные эпидемии, то создание новых лекарств становится неотложной проблемой. Если существующие научные методы и теории не позволяют решить ту или иную задачу, то создание новых теорий и методов само становится задачей номер один. Сейчас, когда в нашем обществе идут глубокие преобразования всех сторон общественной жизни, образующие содержание революционной пере­стройки, в самой идеологии (004, 224) появляется много нового, того, чего не было в ней раньше, что становится необходимым средством утверждения передовых форм хозяйствования и норм общественной жизни и что делает идеологию идеологией обновления. Нетрудно понять, что в подобных ситуациях резкого столкновения нового и старого, передового и отсталого, революционного и застойного понимание глубинных механизмов происходящих изменений, ведущих к обновлению общества, выдвигается на передний план.

Следовательно, интерес к возникновению нового диктуется не простой любознательностью, а глубочайшими внутренними потребностями самой жизнедеятельности человека. Процесс появления нового — характерная черта особой формы движения или изменчивости, называемой развитием. Вместе с тем появление нового, принципиально отличающегося от всего, что было раньше, имеет осо­бое значение для понимания исторической судьбы чело­вечества. Если новое в общественной жизни было бы невозможным, то все страдания, вся борьба людей за более разумную и справедливую жизнь были бы просто лишены смысла.

Различные формы развития в той или иной мере давно привлекали внимание людей наряду с представлениями о хаотичности, неизменности или вечной повторяемости явлений и процессов в природе и обществе. Со временем были обнаружены веские доказательства того, что развитие существует объективно. Различные науки показали, что развиваются Вселенная, живые организмы, общество, Земля, Солнечная система, техника, наконец, развивается сам человек, его мировоззрение, его познание. Но ни одна из научных дисциплин не рассматривала развитие в его всеобщности. Рассмотрение развития как всеобщей уни­версальной категории, отражающей одну из важнейших особенностей и магистральных линий, проходящих через все формы движения, составляет задачу философии, а точнее, особого философского учения, или теории, назы­ваемой диалектикой.

 

Читать дальше >

< К содержанию