409 Категории «противо­положность» и «противо­речие»

Каждое сколько-нибудь сложное явле­ние в природе, обществе и мышлении можно рассматривать как систему (107). Для того чтобы такая система могла «работать», то есть функциони­ровать и развиваться, между ее частями, то есть подси­стемами и элементами, должно осуществляться определен­ное взаимодействие, существовать определенная связь и согласованность. Атом, живой организм или общество яв­ляются сложными системами. Суммарный заряд атомного ядра должен быть сбалансирован с суммарным зарядом электронов атомной оболочки; точно так же необходимо известное соответствие процессов ассимиляции и диссимиляции в организме; общество становится устойчивым, если его производственные отношения соответствуют производительным силам, надстройка — базису и т. д. Отсю­да как будто напрашивается вывод; чем больше соответ­ствие и согласованность между подсистемами и элемента­ми внутри данной системы, тем она лучше функционирует и быстрее развивается. Однако все обстоит гораздо слож­нее, и этот вывод кажется верным лишь на первый взгляд, при поверхностном подходе.

В действительности ни в одном реальном объекте, явлении, процессе никогда не бывает постоянного, абсолютно устойчивого полного соответствия всех подсистем и элементов. Более того, между ними обязательно суще­ствует большее или меньшее несоответствие, и это, как показывает современная наука, является одним из важ­нейших условий функционирования и развития каждого явления или процесса. Так, электроны и ядро атома раз­личаются знаком электрического заряда, массой и други­ми физическими характеристиками. Процесс ассимиляции живых организмов выполняет совсем другую функцию, чем процесс диссимиляции. Например, растение усваива­ет из окружающей атмосферы углекислый газ, а выделя­ет в нее кислород. Животные же, наоборот, усваивают кислород и выделяют углекислый газ. В процессе разви­тия производства, как мы знаем, производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения (204), поэтому между ними постоянно возникает и нара­стает известное несоответствие. Такое же несоответствие возникает и между элементами самих производительных сил. В эпоху научно-технического прогресса одной из глав­ных производительных сил является наука, которая опе­режает в своем развитии технику и производственные навыки людей (311). Вследствие этого между данными элементами производительных сил возникают большие или меньшие несоответствия. Возникновение и существо­вание таких несоответствий является не случайным, а объективным, необходимым и закономерным процессом всякого движения и развития.

Если несоответствие между взаимосвязанными сторонами или подсистемами данного явления (процесса) не­существенно, незначительно, то говорят об их различии. Если же несоответствие существенно, значительно, достигает предела, то эти стороны и подсистемы являются противоположными. Философская категория «противоположность» как раз и отражает наличие в объективных явлениях определенного несоответствия, несовпадения взаимосвязанных частей, свойств и т. д.

Отношение между противоположностями, противоположными частями, свойствами, подсистемами и т. д. на­зывается противоречием. При этом очень важно понять следующее. Не все явления в мире выступают как противоположности по отношению друг к другу, а лишь те, ко­торые тем или иным образом связаны и взаимодейству­ют друг с другом в процессе функционирования и разви­тия. Так, отрицательно заряженные электроны являются противоположными по своему заряду частицами по от­ношению к положительно заряженным позитронам или к положительно заряженным атомным ядрам. Взаимодей­ствие этих противоположных частиц подчиняется опре­деленным физическим законам и порождает новые физи­ческие явления. В то же время между любой физической частицей и победой Петра I под Полтавой нет и не мо­жет быть вообще никакого соответствия. Эти явления бессмысленно считать противоположностями, так как они не подчиняются никаким общим законам, не взаимодей­ствуют, не оказывают друг на друга какого-либо влияния и не участвуют в каком-либо едином процессе функционирования и развития. Между этими явлениями нет и не может быть никаких противоречий. Из этого ясно, что категории «противоположность» и «противоречие» отражают не только несоответствие определенных сторон яв­ления и отношение между этими несоответствующими сторонами, но вместе с тем фиксируют и определенную связь, взаимодействие, взаимную обусловленность, взаимную зависимость этих противоположностей.

Признание того, что между противоположностями внутри каждого данного явления и процесса существуют одновременно единство, взаимосвязь и противоречие, является важнейшим положением материалистической диалек­тики, ключом к пониманию сути любого процесса разви­тия. Так, в классовом обществе интересы эксплуататоров и эксплуатируемых противоположны, противоположны и роли, которые они играют в организации производства, противоположно отношение к собственности на важнейшие средства производства. Но вместе с тем эти классы связаны. Они обусловливают друг друга в рамках данного способа производства, в системе данной общественно-экономической формации. С уничтожением одного из классов, например капиталистов, исчезает и противоположный класс — наемные рабочие. Возникает новое об­щество, социалистическое, рабочий класс которого в корне отличается от класса наемных рабочих-пролетариев при капитализме. Это коренное различие не замечают рефор­мисты-ревизионисты. Искажая диалектическое учение о взаимосвязи и единстве противоположностей, они отри­цают коренные отличия положения и классовой природы рабочего класса в капиталистическом и социалистическом обществе. Из этого примера становится понятным, что представление марксистской материалистической диалек­тики о единстве противоположностей имеет не только общенаучное философское, но и практически-политическое значение, ибо диалектика является основой для пони­мания сложных и противоречивых процессов и измене­ний, происходящих в обществе, основой их правильной оценки.

Установив, что понимает материалистическая диалектика под противоположностью, противоречием и единст­вом, мы можем сделать следующий шаг в изучении источников развития.

Читать дальше >

< К содержанию