ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 

311 Что такое научно-техниче­ский прогресс (научно-техниче­ская револю­ция)?

 

В настоящее время развитие производ­ства материальных благ и сферы услуг происходит в таком стремительном темпе, что на протяжении жизни одного поколения резко меняются и виды вы­пускаемой продукции, и технические устройства, необходимые для ее создания, и производст­венные навыки людей. На протяжении многих предшест­вующих эпох все обстояло наоборот. Одни и те же технические устройства использовались многими поколениями для производства одной и той же продукции, при этом применялись одни и те же производственные навыки и формы организации труда. В отличие от этой традиционной формы развития производства ее нынешняя форма с быстрой сменой навыков, продукции и технических уст­ройств может быть охарактеризована как постоянная на­учно-техническая революция. Нередко ее называют науч­но-техническим прогрессом, подчеркивая, что важнейшим фактором развития современного производства является наука. В чем же заключается специфика научно-техниче­ского прогресса? Каковы его основные, наиболее харак­терные признаки?

Прежде всего отметим, что решающей силой и определяющим фактором производства становится наука. Знания и опыт людей, входящие в состав производительных сил (204), и раньше являлись одним из важнейших стимулов совершенствования орудий труда и производственной деятельности. Но они сами представляли собой обобщение принятых и установившихся форм и методов производства. Новые производственные навыки, открытия и изобретения были редким явлением. Даже когда в новое время начали возникать современные научные знания, решающая роль принадлежала материальному производству— промыш­ленности и сельскому хозяйству. Наука чаще всего стре­милась дать ответ на запросы практики, но не всегда могла их удовлетворить, так как накопление и совершен­ствование научных знаний на ранних ступенях развития науки происходило крайне медленно. Поэтому Ф. Энгельс даже во второй половине XIX века мог с полным основа­нием сказать, что развитие производства содействует про­грессу науки больше, чем десяток университетов. Однако к середине нашего столетия положение в корне измени­лось. Объем научных знаний колоссально увеличился и продолжает стремительно нарастать. В конце 60 — нача­ле 70-х годов объем научных знаний увеличивался вдвое за каждые 5—7 лет. Сейчас он удваивается каждые 20 ме­сяцев, а в будущем десятилетии, по имеющимся расчетам, будет удваиваться ежегодно. Благодаря этому наука, как и предвидел К. Маркс, стала важнейшей движущей силой производства, и это первая отличительная черта научно-технического прогресса.

Другая отличительная черта научно-технического прогресса состоит в постоянном возрастании роли фундамен­тальных научных исследований, основанных на проникновении в глубочайшие тайны природы, на установлении ее глубинных законов. Новые виды продукции и устройств требуют тщательного научного обоснования и опираются на самые сложные фундаментальные законы науки. Напомним хотя бы об использовании атомной энергии, генной инженерии, об искусственных спутниках Земли, принципиально новых материалах и т. д. Все это не может быть создано на основе одного лишь предшествую­щего опыта, а нуждается в фундаментальных научных знаниях.

Третье отличие научно-технического прогресса заключается в том, что время, отделяющее научное открытие, изобретение от внедрения, от промышленной реализации, становится все короче. Если раньше распространение и внедрение новых научных и технических идей занимали десятилетия, а то и сотни лет, то сейчас этот срок изме­ряется немногими годами, а то и месяцами.

Наконец, четвертая отличительная черта научно-технического прогресса связана с переходом на протяжении последних лет к новому его этапу, который с полным осно­ванием можно назвать научно-технологическим.

Что представляет собой технология в традиционном производстве? В любом процессе производства необходимо не только располагать орудиями, машинами и различными приспособлениями, обладать соответствующими навыками и знаниями, но и правильно организовать процесс труда. Для этого важно уметь определить, когда и какую именно операцию следует осуществить, в какой последовательности, с какой скоростью нужно выполнять различные опе­рации, каким требованиям должны удовлетворять различ­ные инструменты, механизмы и промежуточные стадии в изготовлении того или иного продукта. Все это, вместе взятое, включая соответствующие знания, обычно и назы­вают технологией. Но технология в современном смысле слова — это нечто другое. В чем жe ее особенность? Дело в том, что за последние десятилетия была осознана огра­ниченность практически всех ресурсов, с которыми до сих пор имел дело человек. Действительно, природные, техни­ческие, энергетические, продовольственные, почвенные, человеческие и финансовые ресурсы при неумеренном их использовании, при неумелом обращении с ними можно исчерпать или разрушить. Более того, стали развиваться новые мощные системы производства, использующие ог­ромное количество энергии, сырья и мощную технику. Оказалось, что почти все эти виды производства наряду с созданием полезной, нужной человеку продукции могут приводить к значительным нежелательным и вредным последствиям. Создание атомных электростанций позволяет получать в огромных количествах дешевую электроэнер­гию, сберегать нефть и уголь, но в то же время приводит к образованию радиоактивных отходов и повышенной ра­диации, опасных для человека и для всей природы. Мощ­ные химические предприятия создают ценные материалы и препараты, облегчающие жизнь человека, но возникающие при этом отходы и отбросы попадают в атмосферу, на огром­ные свалки или в реки, отравляя воду и воздух, что грозит большими бедами людям и животным. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, сделать производ­ство безотходным, а промышленные отбросы превратить во вторичное сырье и использовать в новых производст­венных циклах, нужно изменить саму технологию. Поэтому сейчас принято говорить о новых современных техно­логиях, а не просто о новой технике. Важнейшими видами таких технологий являются энергетическая технология, космическая технология, технология новых материалов, биотехнология, генная инженерия, фармакологическая технология и т. д. В этих технологиях речь идет не о простом соединении науки и техники, а об их слиянии, ибо сама технология становится полностью научной, си­стемной (107), опирающейся, в частности, на широкое применение математики, которая используется для си­стемного моделирования сложных процессов.

Развитие новых технологий — важное звено в установлении гармонических отношений между обществом и про­изводством на основе предельно экономного использования всех видов природных и социальных ресурсов. Важнейшей из таких технологий, оказывающей определяющее влияние на все другие, является информационная технология, вклю­чающая в себя проектирование и создание современных компьютеров, способных осуществлять миллиарды и даже триллионы операций в секунду и обладающих гигантской памятью, создание новых микропроцессоров, делающих компьютеры компактными, разработку всех видов про­грамм и специальных языков программирования, обеспе­чивающих решение самых сложных задач, связанных с хранением, переработкой, поиском и распространением информации. В силу этого информационная технология становится стержнем и катализатором нового технологи­ческого этапа научно-технического прогресса, а информа­ция, особенно научная, превращается в мощный революционизирующий фактор ускорения технического и социально-экономического развития. Ее значение постоянно возрастает, так как она представляет собой единственный вид ресурсов, который человечество в ходе своего исторического движения не растрачивает, а, наоборот, наращивает и увеличивает. Более того, увеличение объема науч­ной информации, включающей все виды естественнонауч­ных, технических и гуманитарных знаний, создает основу для устранения тех самых опасностей, о которых говори­лось в диалоге пессимиста и оптимиста (302). Возникает даже возможность не простого сохранения, но восстанов­ления и наращивания определенных видов ресурсов, кото­рые до сих пор так неосмотрительно растрачивались. Но возможность эта для своего превращения в действитель­ность (426) нуждается в определенных условиях, в опре­деленном типе общественного развития.

Научно-технический прогресс, как и все социально значимые процессы, сложен и противоречив, простые и одно­значные решения не возникают здесь сами собой. Он зна­менует новый этап в отношениях между природой и обществом. В условиях научно-технической революции в процесс труда включаются все новые и новые естественные богатства: полезные ископаемые, источники энергии, еще не освоенные участки земной поверхности, Мировой океан и даже космос. Поэтому возникают две диаметраль­но противоположные перспективы (426, 428). Одна из них может привести к тому, что противоречия между природой и обществом, возникшие на предыдущих этапах общест­венного развития и ведущие к кризису окружающей среды, еще более усилятся. Другая же делает возможным установление принципиально нового взаимодействия между природой и обществом, гармонизацию отношений между ними и устранение наиболее острых противоречий. Вопрос о том, какая из этих возможностей возобладает и превратится в действительность, зависит от того, как скоро будут осуществлены коренные социальные преобразования общества в глобальном масштабе.

В нашей стране научно-технический прогресс нацелен на радикальное улучшение использования природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях — от добычи и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции. Ресурсосбережение призвано стать решающим источником удовлетворения прироста потребностей народного хозяйства в топливе, энергии, сырье и материалах. Это стратегическое направление является важным фактором гармонизации взаимодействия между обществом и природой.

Читать дальше >

< К содержанию