605 Социалистиче­ская демократия и коммунистиче­ское воспитание

Борьба за достижение идеалов социа­лизма, за осуществление высшей спра­ведливости в распределении материаль­ных и культурных благ, за полное соб­людение правопорядка и законности, за осуществление прав человека представляет собой важ­нейшую задачу всех и каждого в условиях развивающе­гося социализма. Политика и воспитание (226, 228) становятся важнейшими инструментами, с помощью которых достигаются данные цели. Но инструменты эти не действуют сами по себе. В центре политической и воспитательной деятельности стоит человек. Но разве не всегда и не во всех обществах человек занимался политической деятельностью и воспитанием себе подобных, особенно подрастающих поколений? Что нового в этом смысле про­исходит при социализме?

В антагонистических обществах политическая инициатива, так же как и главная воспитательная функция, принадлежала господствующим классам и их представи­телям — священнослужителям, идеологам, преподавате­лям, парламентариям и государственным деятелям. Они были субъектом, активной силой этой деятельности. На­родные же массы, широкие слои трудящихся были пас­сивным объектом, так сказать, «полем», которое возделы­вали и засевали по своему усмотрению представители гос­подствующей элиты. Отличительная черта социализма состоит как раз в том, что здесь самые широкие слои тру­дящихся являются одновременно и субъектом и объектом политической деятельности и воспитания. Они сами уп­равляют обществом и вырабатывают нормы общественного поведения. И инструментом этого нового порядка вещей является социалистическая демократия.

В переводе с древнегреческого слово «демократия» означает власть народа. Обычно демократическим называют такой способ организации власти, когда политиче­ских деятелей, возглавляющих государство и издающих законы, выбирают широкие народные массы. В маленьких государствах-полисах, существовавших в Древней Греции, все взрослые свободные члены общества участвовали в выборах различных должностных лиц и судей, которые следили за выполнением законов, осуществляли правосу­дие, руководили повседневной деятельностью государст­ва, его обороной, занимались международными делами. В государствах-полисах законы также принимались путем всеобщего голосования, но при этом античная демократия носила классовый, ограниченный характер, так как в нем не принимали участие рабы, лишенные права избирать или быть избранными. В крупных государствах с огром­ным населением, где невозможно собрать всех граждан, имеющих право голоса, в одном месте, сразу и одновременно привлечь их к осуществлению народовластия, де­мократия действует через систему представителей, кото­рых выбирают на основе определенных законов и которым избиратели доверяют от их имени заниматься законодательством, контролировать исполнительную власть и об­суждать все проблемы, интересующие общество. Так, на­пример, устроены современные буржуазные демократии (207). Однако в действительности такие демократии лишь формально предоставляют всем людям равные права и якобы равную долю участия в осуществлении власти. Несмотря на юридическое равенство перед законом, рав­ные права и обязанности членов общества, в действитель­ности господство частной собственности, наличие богатых и бедных создают фактическое неравенство, средства мас­совой информации, организация избирательных кампаний и т. д. оказываются в руках тех, кто располагает мощны­ми материальными и финансовыми средствами.

В условиях социализма впервые создаются условия для подлинного, не только формально-юридического, но и социально-экономического равенства всех членов общества. Из этого, конечно, не следует, что установление подлинного народовластия в социалистических странах происходит гладко, без трудностей, без отклонений, без случаев нарушения социальной справедливости. Но в том и заключаются сила и преимущество социалистического общества, что оно способно критически осознать ошибки и отклонения от идеалов социализма и преодо­леть их. Этот процесс преодоления не может происходить без борьбы между сторонниками прогресса и силами тор­можения, между защитниками демократии и бюрократами. Но именно в этой борьбе складываются подлинные поли­тические убеждения, укрепляется демократическое созна­ние, воспитываются качества нового человека. В социа­листическом обществе депутаты высших и местных орга­нов власти в соответствии с законодательством и консти­туцией должны отчитываться перед своими избирателями. Если тот или иной депутат не выполняет воли избирате­лей, неудовлетворительно отстаивает их интересы, изби­ратели могут отозвать его и выбрать другого депутата. В ходе предвыборной кампании различные общественные организации и трудовые коллективы могут выдвигать раз­личные кандидатуры с различными взглядами на то, как следует отстаивать интересы народа и решать наиболее назревшие актуальные общественные задачи. В социали­стическом обществе принципы демократии широко при­меняются в процессе управления и принятия решений, распределения материальных благ и организации деятельности трудовых коллективов. Каждый член трудового коллектива, проявивший достаточную энергию, имеющий необходимые знания и опыт, пользующийся уважением товарищей и обладающий соответствующими личными склонностями, может быть избран на руководящую должность и принять участие в откровенном и честном обсуж­дении всех проблем, волнующих коллектив. Отличитель­ной чертой социалистической демократии является отсутствие дискриминации по расовым, национальным, имущественным, религиозным, образовательным или половым признакам. Такое положение дел является условием, способствующим воспитанию личности социа­листического типа.

Еще французский философ XVIII века К. А. Гельве­ции отмечал, что человека с самого начала жизни воспи­тывают не столько слова, замечания учителей и назида­ния родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой он принимает уча­стие. Не следует думать, что в социалистическом обществе люди лишены страстей, привязанностей, антипатии, ярких индивидуальных черт характера. Напротив, всем этим они обладают в полной мере. Широкая гласность при обсуж­дении всех интересующих любого гражданина проблем, заинтересованность в судьбе своего трудового коллектива и активное участие в принятии решений и их осуществлении позволяют всем этим чертам личности каждого человека проявиться в полной мере. Реализуя себя как личность, каждый индивид в условиях социалистической демократии должен вместе с тем в полной мере учитывать интересы, цели и особенности других людей. Таким обра­зом, в условиях всеобъемлющей демократии, растущей социальной справедливости и полной гласности открыва­ются широкие возможности как для воспитания чувства коллективизма, так и для формирования ярких индиви­дуальных черт и раскрытия способностей каждого человека.

Развитие социалистической демократии и воспитание активного человека, раскрытие его творческих возможностей составляют, следовательно, единый процесс. В этом процессе создаются условия для того, чтобы человек стал хозяином своей жизни и обрел подлинную свободу. Тем самым впервые в истории цели и интересы общества совпадают с целями и интересами человека.

Читать дальше >

< К содержанию