604 Личность и массы в социалистиче­ском обществе

В социалистическом обществе, возник­шем в результате долгой и сложной борьбы, в итоге многих социальных и экономических преобразований складываются новые отношения между индивидом и коллективом, между личностью и массами. Существует предрассудок, поддерживаемый и распространяемый политическими и идеологическими противниками нового общества, будто бы сама суть социализма несовместима с развитием лич­ности, с независимостью, самостоятельностью и свободой индивида. Однако это не соответствует ни основным це­лям нового общества, ни идейным установкам и ценно­стям, лежащим в его основе. Создатели материалистиче­ского понимания истории и научного учения о социализме постоянно подчеркивали, что центральной фигурой в этом обществе становится человек. Основоположники марксиз­ма высоко ценили концепцию человека эпохи Возрожде­ния (018), подчеркивавшую творческую самостоятель­ность индивида. Но марксистскую концепцию человека и личности не следует отождествлять с возрожденческой. Человек, во имя которого создается новое общество,— это не только артист, художник, мыслитель, активный политический деятель, но прежде всего труженик. Будучи личностью, обладая яркой индивидуальностью, он не про­тивник коллектива, не враг принципа коллективизма, не буржуазный «робинзон», не индивидуалист, создающий свою жизнь, не считаясь с интересами, целями и жизнен­ными установками других. Он потому и стремится пре­образовать само общество на новых началах социальной справедливости, что прежние общественно-экономические формации позволяли развить личностные характеристики и реализовать личные установки и цели лишь немногим, обрекая массу людей на безвестность, на тяжелый подневольный труд. Та личность, которая создает новое общество и живет в нем, должна сочетать в себе черты свободного творца и мыслителя с чертами труженика, борца, преобразователя жизни, способного отстаивать личные интересы и интересы общества в их диалектическом единстве, а не в противостоянии. Именно поэтому в новом обществе девиз «Все во имя человека, все для блага че­ловека» соединяется с принципом коллективизма, с прин­ципом социальной справедливости. Достижение социаль­ной справедливости не может быть делом одного человека или небольшой группы избранных личностей. Оно требует усилий огромных масс людей и сопровождается напря­женной борьбой с теми силами, которые этому мешают. Такая борьба будет успешной при условии тесного взаи­модействия личности и масс, индивида и коллектива.

Социалистический коллектив призван быть совокупностью не безликих, усредненных, однородных взаимоза­менимых индивидов, а ярких, энергичных, социально активных людей, стремящихся к наиболее полной само­реализации, разумеется не во вред другим, с учетом общих интересов, норм морали и социальной справедли­вости.

Из этого, конечно, не следует, что в социалистическом обществе, лишь только оно сложилось и окрепло, каждый человек автоматически становится яркой, смелой, всесторонне развитой, свободно мыслящей, творческой лич­ностью. В реальной жизни все обстоит гораздо сложнее. Люди вступают в социализм со своими индивидуальными особенностями, групповыми интересами и шаблонами по­ведения, унаследованными от прошлого, поэтому создание действительно новой личности, и притом не отдельного индивида, а массы свободных, творческих, сознательных, уважающих друг друга и правила общественной жизни индивидов,— дело не простое и не легкое. Оно требует немалых усилий и совершается в борьбе с теми, кто соз­нательно или бессознательно, вследствие лености, консер­ватизма, пассивности или скептицизма мешает движению вперед, препятствует формированию активной жизненной позиции каждого человека. Такие люди бывают и среди руководителей, и среди руководимых. Каждый, кто кри­тикует неудовлетворительное положение дел, вскрывает недостатки, стремится изменить существующий порядок вещей, активизировать и усовершенствовать все виды производственной, социальной, политической, духовной деятельности, вызывает у консерваторов и скептиков недоброжелательное отношение, стремление устранить такого человека из коллектива, воспрепятствовать его деятельности.

Ведущаяся сейчас в нашей стране перестройка и порождаемая ею идеология обновления заставляют по-новому взглянуть на взаимосвязь личности и масс в условиях развивающегося социализма. Демократизация общества, всемерное развитие гласности, открытая критика недо­статков и конструктивная деятельность по созданию но­вых социальных и экономических механизмов требуют от каждого человека инициативности, принципиальности, смелости и вместе с тем высокой нравственности. Угод­ничество, подхалимаж, равнодушие к чужим несчастьям и бедам, нарушение социалистической законности и пра­вопорядка несовместимы ни с подлинным развитием личности, ни с нормальной, высокоэффективной деятель­ностью трудовых коллективов. Поэтому требование высо­кой нравственности, бескомпромиссного, нетерпимого отношения к нарушениям норм морали и нашего повсед­невного поведения, к отступлениям от правил социалисти­ческого общежития органически вписываются в набор основных признаков гармонически развитой личности. Де­мократизация общества — политический процесс, ради­кальная хозяйственная реформа — экономический. Но оба эти процесса глубочайшим образом связаны с нрав­ственным обликом каждого человека и общества в целом. В той мере, в какой верен лозунг «Больше социализма, значит, больше демократии», верен и лозунг «Больше социализма, значит, больше нравственности». Именно глубокая взаимосвязь социальных, политических, экономи­ческих, духовно-культурных и нравственных начал влия­ет на формирование каждой личности и на активизацию деятельности масс в условиях социализма.

Читать дальше >

< К содержанию