517 Наука и общество

Все формы общественного сознания — мораль, художественное сознание и ис­кусство, политическое и правовое соз­нание — оказывают определенное влияние на развитие общества (226—231). Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса для решения различных проблем, связанных с ростом производительных сил, с охраной ок­ружающей среды, улучшением здравоохранения, повыше­нием материального благосостояния общества и т. д., необ­ходимо в первую очередь опираться на достижения науки. Поэтому-то так важно понять место и роль науки в современном обществе.

Около 300 лет назад английский сатирик Джонатан Свифт крайне иронически изображал современные ему науки. Рассказывая о путешествии Гулливера в страну Лапуту, он создал галерею ученых-чудаков и прожек­теров, которые пытаются поймать солнечный свет с помощью зеленых огурцов, чтобы затем использовать его для отопления, занимаются изготовлением ткани из паутины и конструированием из металлических пластинок и проволочек машины, способной заменить умственный труд. В наши дни отношение к науке в корне изменилось, и не только потому, что она действительно открыла закон взаимодействия солнечного света и зеленых растений, научилась изготовлять нити тоньше и в тысячи раз проч­нее паутины, создала компьютеры, способные облегчить умственный труд, но главным образом потому, что благодаря внедрению ее результатов в производство начался все ускоряющийся научно-технический прогресс (311). Наука в наши дни сама превратилась в индустрию мас­сового производства знаний.

Научные исследования стали одним из самых дорогостоящих и трудоемких видов человеческой деятельности. Затрачивая огромные средства на создание мощных уско­рителей элементарных частиц, различные приборы и на подготовку ученых, общество вправе ожидать от науки больших практических результатов. Поэтому вопросы развития науки, управления наукой, контроля за ее резуль­татами стали одной из важнейших проблем государствен­ной политики.

В условиях сосуществования и острого соревнования капиталистической и социалистической систем победа нового общественного строя в значительной степени зависит от успехов науки, являющейся мощным стимулом мате­риального производства. В капиталистическом обществе контроль над наукой осуществляют преимущественно крупные монополии, поддерживающие и финансирующие лишь те исследования и разработки, которые приносят высокие прибыли и дают преимущества в конкурентной борьбе. Напротив, при социализме наука всецело постав­лена на службу общественным интересам. Планирование и управление научными исследованиями и разработками направлено на повышение их экономической и техничес­кой эффективности, на скорейшее внедрение полученных результатов в практику.

Роль науки в современном обществе не сводится к тому, что она содействует развитию техники, техническому прогрессу. Социалистическое общество опирается па знания, создаваемые общественными науками — экономи­кой, историей, правоведением и т. д.,— при решении важ­нейших социально-экономических задач. Управление раз­витием общества требует глубокого знания экономики, психологии, социологии, теории морали. Конечно, ускорен­ное развитие производительных сил и достижение выс­шей производительности труда остается важнейшей за­дачей на весь период развития социалистического об­щества и перехода его к коммунизму. Вместе с тем данный процесс невозможен без совершенствования об­щественного и индивидуального сознания, без всесторон­него развития культуры. А для этого также необходим прочный научный фундамент, опирающийся на материа­листическое понимание общественного развития и теорию научного коммунизма. Таким образом, современная нау­ка оказывает мощное воздействие на формирование всей духовной культуры, на совершенствование общественного сознания и всестороннее развитие личности. Это касается не только общественных, но и естественных, технических наук, и в этом проявляется их особая роль в социалисти­ческом обществе.

Наука приобретает ныне сложный, комплексный характер. Для решения технических, экономических и управленческих задач приходится одновременно привлекать большие научные коллективы, состоящие из ученых раз­ных специальностей. Интеграция знаний не ограничивает­ся усилением связей между различными науками. Благо­даря быстрому развитию образования и его общедоступ­ности в нашем обществе научные знания проникают во все формы общественного сознания. Художник, чтобы создать картину, посвященную Куликовской битве, и писатель, пишущий роман из истории второй мировой войны, обра­щаются к исторической науке. Историк, чтобы определить с помощью изотопного анализа точный возраст древних па­мятников, обращается к физическим методам. Разрабаты­вая учение о нравственном поведении, мы должны опирать­ся на достижения современной психологической науки и других наук. Общественные науки, и прежде всего эконо­мические науки, история, социология, прямо отражают об­щественное бытие. Открывая объективные законы разви­тия общества, они тем самым создают основу для созна­тельного участия масс в историческом процессе. Само это участие возможно лишь при условии, что широкие слои трудящихся овладеют и будут на практике применять ос­новы общественных наук. Отсюда овладение основами научных знаний является задачей большой общегосудар­ственной важности. Общественное сознание в условиях социалистического общества формируется уже не стихий­но, как в предшествующих общественно-экономических формациях, а на прочной научной основе. При этом на него оказывают активное влияние не только обществен­ные, но и естественные науки, отражающие природу, технические науки, вырабатывающие правила и законы создания технических устройств. Полученные ими резуль­таты расширяют наши представления о Вселенной, о свя­зи и единстве живой и неживой материи, углубляют наши знания о взаимодействии природы и общества. Они включаются в систему мировоззрения и помогают лучше обос­новать материалистический взгляд на положение человека в мире, осознавать смысл и назначение его деятельности. Таким образом, естествознание, общественные и техниче­ские науки оказываются тесно связанными с другими фор­мами общественного сознания и участвуют в их развитии и совершенствовании. Наука, будучи ныне важнейшей про­изводительной силой, вместе с тем активно взаимодейству­ет с другими областями жизни общества. Поэтому к ней нужно подходить диалектически. Она, с одной стороны, является высшей формой познания и отражения объективной действительности, а с другой стороны, через науч­но-технический прогресс включается в систему матери­ального производства. Такое единство противоположно­стей является мощным источником ее развития.

Философия составляет методологическую и мировоззренческую (003, 005) основу научного познания. Вот почему освоение основ научных знаний, а тем более ак­тивное участие в научно-исследовательской деятельности требует глубокого и творческого усвоения философии диалектического материализма. Совершенствование самой науки во многом зависит от совершенствования методов научного исследования. Теория познания диалектического материализма, всесторонне исследуя диалектику научного познания, содействует развитию его методологии.

Глубокую связь философии, и особенно теории познания, с развитием науки подтверждает и вся история взаи­мосвязи философских и научных знаний. В тех странах и в те периоды, где быстро развивалась наука, развивались и совершенствовались философские учения о познании и его методах. Это и понятно: чем стремительнее развитие науки, тем больше трудностей, неожиданностей и проблем возникает на ее пути, тем чаще, следовательно, приходит­ся ученым задумываться над самой сущностью познания, над условиями и критериями его истинности, над тем, как совершенствовать и уточнять научные знания. А отсюда большое значение приобретают методологические и фило­софские исследования. В то же время общий упадок науки и культуры обычно сопровождается снижением уровня философских исследований. Состояние философской мыс­ли, степень разработки методологических проблем науч­ного познания — своего рода барометр, показывающий, в каком направлении и в каком темпе происходит разви­тие естественных, общественных и технических наук.

Читать дальше >

< К содержанию