502 Познание как отражение

Все материалисты исходят из того, что познание представляет собой осо­бую форму отражения действительно­сти (124). В чем же эта особенность? Мы уже знаем (119), что отражение — всеобщее свойст­во материи. Однако из этого не следует, что на всех уров­нях отражения существует познание. Оно возникает лишь с возникновением человека. Но и там, где речь идет о деятельности человека, понятие «отражение» употребля­ется по-разному. Вот несколько примеров:

1. Наши войска успешно отражают атаки противника.

2. Зеркало отражает лицо девушки.

3. Эта картина отражает русскую природу.

4. Эта симфония отражает переживания композитора.

5. Законы науки отражают глубинные связи объективных явлений.

В первом случае отражение понимается как сопротивление войскам противника. Слово «отражают» можно за­менить словом «сопротивляются». Во втором случае такая замена невозможна, ибо зеркало не сопротивляется лицу девушки. В третьем случае речь идет о наличии зритель­но воспринимаемого сходства между некоторым явлением природы и изображением на картине. В отличие от слу­чая с зеркалом, здесь важен не физический процесс отра­жения световых лучей, а наличие некоторого геометриче­ского и цветового подобия. В четвертом случае под отражением понимается способность музыки вызывать у слушателей те психические переживания, которые хотел вызвать у них композитор, сходные с его собст­венными. Лишь в пятом случае понятие «отражение» употребляется в том смысле, в каком это принято в теории познания. Каков же этот смысл? Что имеют в виду, когда говорят, что наши знания отражают те или иные явления?

Все знания, которыми мы располагаем, относятся либо к определенным явлениям и процессам, либо к определенным действиям и видам деятельности человека. Говоря о необходимости сложить или умножить два числа, мы должны знать не только, что такое число, но и как производятся действия сложения и умножения. Приступая к строительству здания, мы должны знать не только, что такое кирпич, строительная конструкция и т. д., но и как осуществляются строительные работы.

Знания всегда выражаются в языке в виде отдельных слов и групп слов, с помощью которых формулируются понятия, а также в виде предложений, посредством которых описываются свойства и отношения между предмета­ми или различные виды человеческой деятельности. Те или иные предложения могут описывать также внутрен­ние переживания человека или психические процессы. Между отдельными словами, группами слов или предло­жениями, с одной стороны, и явлениями окружающего нас мира — с другой, не существует какого-либо внешнего сходства или подобия, которое можно было бы устано­вить с помощью органов чувств. Поэтому, говоря, что наши знания отражают действительность, мы имеем в виду особое соответствие понятий и суждений (высказы­ваний) явлениям окружающего мира и определенным действиям, осуществляемым человеком. Это означает, что определенным понятиям соответствуют вполне определенные явления, процессы или виды действий. Это означает также, что с помощью определенных суждений мы можем описать и распознать вполне определенные свойства и от­ношения между явлениями и процессами объективной действительности. Это, наконец, означает, что, формули­руя определенные правила деятельности, отдавая или по­лучая приказания и распоряжения, мы знаем (понима­ем), какие действия и поступки следует или не следует совершать, чтобы добиться тех или иных целей. Именно таков смысл утверждения, что наши знания являются отражением объективной действительности.

Знания не существуют сами по себе. Они представляют собой результат особого процесса — процесса познания, или познавательной деятельности человека. Следователь­но, для того, чтобы глубже и правильнее понять сущ­ность знаний, чтобы ответить на вопрос, что значит знать, необходимо изучить процесс познания, его источники и основные этапы, на которых формируется, создается человеческое знание. Важно также понять, каким обра­зом проверяется и подтверждается соответствие наших знаний объективной действительности, что необходимо сделать, чтобы оно было более полным и глубоким.

Читать дальше >

< К содержанию