429 Диалектический закон отрицания отрицания

Сформулируем теперь основные поло­жения диалектического закона, опреде­ляющего направление развития в при­роде, обществе и мышлении. По традиции, восходящей к Гегелю (425), этот закон принято называть законом отрицания отрицания. При этом следует помнить, что материалистическая диалекти­ка рассматривает не пару взаимоисключающих отрица­ний, а безграничный процесс развития, в котором диалек­тические отрицания открывают путь от старого к новому и вместе с тем обеспечивают связь нового со старым, пре­емственность между ними. Основные положения этого закона таковы:

1. В процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого.

2. В процессе отрицания все ценное, жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое. Лишь определенная часть старого, отжившая свое и препятствующая развитию, подвергается уничтожению.

3. Развитие включает в себя моменты некоторого возврата и повторения уже пройденных этапов, но на новом, более высоком уровне и обладает поэтому не круговым или прямолинейным, а спиралевидным характером.

 

4. В процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессив­ные тенденции. В зависимости от того, какая из этих тен­денций, находящихся в диалектической взаимосвязи, яв­ляется преобладающей, определяется прогрессивный или регрессивный тип изменений данного явления в целом.

Сравнивая закон отрицания отрицания с другими основными законами диалектики, нетрудно заметить глубокую связь, объединяющую их. Это особенно наглядно обнаруживается при сопоставлении таких категорий, как «разрешение противоречий», «качественный скачок» и «диалектическое отрицание». По существу, любой ка­чественный скачок представляет собой разрешение основ­ных внутренних противоречий данного явления. Точно так же диалектическое отрицание показывает, что в скач­кообразном переходе от старого качества к новому наряду с моментом уничтожения и разрушения имеет место и мо­мент сохранения, или преемственности. Категории, с по­мощью которых формулируется закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных из­менений в качественные и закон отрицания отрицания, глубочайшим образом связаны друг с другом, поскольку они с разных сторон и под разным углом зрения отража­ют наиболее характерные признаки и особенности любого развивающегося явления.

Основные законы диалектики дают исчерпывающие знания об источниках, форме и направлении развития, и этим определяется их внутреннее единство.

Будучи учением о наиболее общих законах развития в природе, обществе и мышлении, диалектика имеет и огромное практическое, общественно-политическое значение. Овладеть диалектикой — значит рассматривать все явления во внутренней взаимной связи, взаимной причинной обусловленности. Тот, кто рассматривает возникающие в практической жизни проблемы изолированно, подходит к ним как метафизик. Взаимосвязанные проблемы и задачи следует также рассматривать в постоянном движении и развитии, потому что изменяется и развива­ется сама жизнь, сама порождающая их действительность. Диалектика учит нас не игнорировать противоречия жизни, а находить их, вскрывать и содействовать их раз­решению, ибо разрешение внутренних, основных противо­речий — подлинный источник всякого развития. Сталки­ваясь с постепенными, порою малозаметными количест­венными изменениями, следует постоянно иметь в виду, что они рано или поздно приведут к коренным качествен­ным преобразованиям. Вместе с тем возникновение каче­ственно новых явлений не означает полного уничтожения старых. Все ценное, жизнеспособное, созданное пред­шествующим развитием, в процессе скачка, диалектиче­ского отрицания сохраняется и получает своего рода «путевку в жизнь». В. И. Ленин учил, что одна из важней­ших задач правильного научного, политического руковод­ства обществом состоит в умении увидеть ростки нового в старом и своевременно поддержать эти ростки, помочь им развиться и победить.

Читать дальше >

< К содержанию