425 Диалектическое отрицание и преемственность

Вопрос о роли отрицания в процессе развития в домарксистской философии глубже всего был исследован Гегелем. Будучи идеалистом, Гегель рассматри­вал процесс развития идей. Абсолютная мировая идея начинает свое развитие, согласно Гегелю, с некоторого исходного положения, которое он называл тезисом. Подвергаясь постепенным количественным изменениям, он в конце концов превращается в свою противоположность, в антитезис. Это — качественный скачок и вместе с тем диалектическое отрицание исходного положения. Антитезис не просто перечеркивает, уничтожает исходное по­ложение, то есть тезис, а вбирает в себя все ценное, что в нем содержалось. Дальнейшее изменение антитезиса вновь приводит к качественному скачку, совершается но­вое отрицание или отрицание отрицания, как его называл Гегель. В результате этого повторного отрицания насту­пает третий этап в развитии абсолютной идеи, или миро­вого духа. Идея как бы возвращается к исходному поло­жению, но это не простое возвращение. То, что получи­лось в результате второго отрицания, Гегель называл синтезом, или синтезисом. Абсолютная идея как бы обо­гащена всем ценным, что имелось на предыдущих этапах развития. Это как бы возврат к старому, но вместе с тем в синтезе содержится все то новое, чего не было в исход­ном пункте развития.

В этом абстрактном гегелевском рассуждении содержатся три принципиальные ошибки. Во-первых, речь идет лишь о развитии идей, развитие же в природе вообще не признается. Во-вторых, все виды развития укладываются в три обязательных этапа: тезис, антитезис и синтез, хотя действительное развитие гораздо сложнее и может со­держать много последовательных отрицаний и этапов. В-третьих, достигнув завершающего этапа, развитие пре­кращается. И так как развитие абсолютного духа — эта­лон для всех других видов развития, то гегелевская идеалистическая диалектика насильственно вписывала все многообразие развивающихся процессов в абстрактную идеалистическую формулу, состоящую из трех этапов и получившую название триады.

Откуда же взялась эта гегелевская схема развития и содержалось ли в ней что-нибудь ценное? Гегелевская схема развития на самом деле представляет собой абстрактное идеалистическое изображение действительного процесса мышления. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении верного, истинного знания о каком-то пред­мете. Один человек выдвигает исходное положение, гипо­тезу или догадку. Другой возражает, спорит, выдвигает свои доводы и догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, спорщики путем последовательных отрицаний выдвинутых точек зрения могут прийти к общему выводу, в котором содержится все ценное и правильное, что было выяснено и установлено в ходе обсуждения. Именно этот способ размышления и познания и получил идеалистическое отражение в триаде Гегеля.

Основоположники марксизма-ленинизма отбросили гегелевский идеализм и вместе с ним идеалистическое уче­ние о триаде. Но при этом они сумели выявить и сохра­нить, материалистически переработать то ценное, что име­лось в учении о диалектическом отрицании. К. Маркс писал: «...не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

Так что же такое диалектическое отрицание?

 

Это процесс, при котором старое качество не подвер­гается полному уничтожению, но наиболее ценное, су­щественное, способное обеспечить дальнейшее развитие данного явления, сохраняется, удерживается и входит в состав нового качества. Таким образом, диалектическое отрицание осуществляется в процессе качественного пере­хода. Оно в корне отличается от механического уничто­жения. Так, зерно, попавшее в благоприятные условия, прорастает и превращается в стебель, в растущее расте­ние. Это — отрицание, но в результате такого отрицания зерно не исчезло. Все его элементы, способные к разви­тию, например молекулы дезоксирибонуклеиновой кисло­ты (ДНК), управляющие наследственностью и механиз­мами роста, сохранились, перешли в растение, в его клет­ки, включились в активный процесс жизнедеятельности. Напротив, зерно, попавшее под мельничный жернов, превращается в муку, подвергается механическому уничтожению и не может участвовать в дальнейшем процессе развития растения. Подобным же образом обстоит дело с диалектическим отрицанием в обществе и мышлении. Так, в ходе социалистической революции в нашей стране была осуществлена и культурная революция, в резуль­тате которой на смену буржуазной культуре пришла культура социалистического общества. Хотя по содержа­нию эта новая культура качественно отличается от бур­жуазной культуры, она возникла не на основе полного уничтожения всех культурных достижений прошлого, а на основе сохранения всего ценного, передового, жизне­способного, что было создано культурой на протяжении предшествующих формаций. Высшие достижения литературы, музыки, живописи и общественной мысли прошлого были включены в состав новой, социалистической куль­туры и получили в ней дальнейшее развитие. Однако история знает и случаи механического уничтожения культур. Испанские колонизаторы, полностью разрушив древние государства инков и ацтеков, уничтожили и их культуру, развитие которой полностью прекратилось. При­мером диалектического отрицания в научном мышлении может служить переход от евклидовой геометрии к неев­клидовой (116). Неевклидова геометрия отрицает целый ряд положений евклидовой геометрии, например учение о параллельных линиях, о «прямолинейности» пространства и т. д., но вместе с тем она не отбрасывает ее целиком, не уничтожает, не объявляет ложной, а включает часть ее основных положений и аксиом в свой состав в качест­ве важнейших основоположений.

В любом процессе развития происходит не одно, а множество сменяющих друг друга диалектических отрицаний. По сути дела, каждый новый переход из одного качественного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание предыдущего этапа, при котором все ценное, жизнеспособное сохраняется, удержива­ется и в преобразованном виде включается в новое каче­ство. Такое сохранение или удержание принято называть преемственностью. Каждое новое диалектическое отрица­ние можно образно представить как новый виток спирали (424). Преемственность, стало быть, не простое повторе­ние старого и не его механическое уничтожение. Она обозначает единство двух противоположных свойств: со­хранение ценного, жизнеспособного и отбрасывание того, что изжило себя и препятствует развитию. Следовательно, понятие «преемственность» — важная философская кате­гория, отражающая связь и различие старого и нового в любом развивающемся явлении. То, что диалектическое отрицание есть многократно повторяющийся процесс, от­четливо прослеживается во всех достаточно длительных процессах развития.

Посмотрите хотя бы на знаменитую менделеевскую таблицу химических элементов. Они расположены на пересечении нескольких строк и столбцов. Порядковый но­мер определяется положительным зарядом атомного ядра данного элемента. Начиная со второй строки, мы замечаем следующую закономерность: при движении слева направо от элемента лития до фтора с увеличением атомного номера у элементов, расположенных в этой строке, убывают металлические свойства, а следовательно, и способ­ность образовывать щелочи, нарастают галоидные свой­ства, а следовательно, и способность образовывать кисло­ты. Происходит как бы отрицание одних свойств и на­растание других. Последний элемент в строке — неон — инертный газ, не вступающий в обычных условиях в химические соединения и представляющий собой как бы полное отрицание химической активности. Следующая строка снова начинается с ярко выраженного металла — натрия, то есть с отрицания химической инертности, и далее вновь происходит последовательное отрицание металлических и нарастание галоидных свойств. Строка вновь завершается инертным элементом — аргоном. И этот процесс смены химических свойств с некоторыми вариациями продолжается далее.

Неоднократное отрицание встречается и в историческом процессе. Каждая общественно-экономическая фор­мация представляет собой диалектическое отрицание предыдущей. В ходе социальных революций старые об­щественные отношения, экономическая система и над­стройка разрушаются, но вместе с тем сохраняются их отдельные элементы, например техника, отдельные эле­менты права, культуры, науки, искусства и т. д., которые в переработанном виде включаются в структуру новой формации.

Таким образом, на каждом новом витке спирали любого развивающегося явления или процесса возникает новое, разрушается старое и вместе с тем осуществля­ется диалектическое воспроизводство, преемственность всего ценного, что создано предыдущим развитием и обеспечивает дальнейшее движение вперед. В этом прояв­ляется диалектическое единство отрицания и преемст­венности и обнаруживается творческая функция диалек­тического отрицания.

Читать дальше >

< К содержанию