411 Борьба противо­положностей и разрешение противоречий — источник развития

Вторая мировая война 1939 — 1945 годов была одним из самых трагических и значительных событий всемирной исто­рии. В ней противоборствовали, с од­ной стороны, силы империализма и ре­акции,   выразителями  которых  были немецкий фашизм и японский милита­ризм, а с другой — силы социализма и демократии, представленные прежде всего Советским Союзом, США, Ве­ликобританией, Францией и поддерживавшими их госу­дарствами. В этой войне, как известно, ценой огромных жертв и усилий силы прогресса одержали победу над силами реакции. В результате этого во всем мире сложи­лась новая ситуация: возникла мировая система социа­листических государств, начался быстрый распад мировой колониальной системы, сузилась сфера влияния капита­лизма. Начался новый этап развития всемирной истории.

Размышляя об истории общества в целом, задумываясь о ее движущих силах, мы можем заметить, что в пестром переплетении войн и революций, культурных и экономических связей, промышленных спадов и подъемов посто­янно проявляется столкновение различных общественных и политических групп, классов, государств, происходит постоянная  то  угасающая,  то  разгорающаяся  борьба. В результате этой борьбы складываются новые общественные и политические отношения, разрушаются старые и возникают новые государства, зарождаются, развиваются и достигают расцвета новые общественно-экономиче­ские формации. Именно поэтому основоположники марк­сизма-ленинизма постоянно подчеркивают, что противо­борство различных общественных сил, и особенно классов, является важнейшей движущей силой истории, подлин­ным источником ее развития.

Однако столкновение и противоборство противоположных сил и противоположных сторон не является исклю­чительной особенностью общественного развития. Борьба и столкновение, противоборство и преодоление противо­положностей неотделимы от развития вообще. Поэтому понятие «борьба противоположностей» можно рассматри­вать как универсальную философскую категорию, приме­нимую ко всем формам движения материи. Слово «борь­ба» не следует понимать слишком буквально.

Неверно было бы думать, что при решении математических задач «борются» операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ «борются» ассимиляция и диссимиляция веществ, а в атоме происходит «борьба» положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электро­нов. Если все же в диалектике пользуются категорией «борьба противоположностей» для обозначения взаимодей­ствия противоположных сторон, то для этого имеются особые основания, данной категории приписывается осо­бый диалектический смысл. Что же это за основания? Каков этот смысл?

Дело в том, что возможны разные виды столкновений противоположных явлений. Если сталкиваются два автомобиля, мчащихся по шоссе в противоположных направ­лениях, то результатом столкновения является не разви­тие, а разрушение, катастрофа. Напротив, если в одном и том же коллективе люди придерживаются различных мнений, взглядов на то, как повысить производительность труда, улучшить качество продукции и т. д., то в ходе обсуждения разных точек зрения, в процессе столкнове­ния и борьбы мнений они могут прийти к новому общему, более правильному взгляду, который поможет поднять все производство на новый уровень, и, следовательно, противоречия между взглядами получат разрешение. Это и будет означать развитие в понимании коллективом своих производственных задач. В примере с двумя авто­мобилями мы имели дело с противоположными (по направлению движения) явлениями, не связанными внутренними закономерными связями. Столкновение подобных противоположностей не может служить источником раз­вития. В примере же с борьбой мнений мы имеем дело с взаимосвязанными точками зрения. У членов одного и того же трудового коллектива с необходимостью возни­кают разные взгляды на решение одной и той же задачи, поскольку они обладают разным жизненным и производ­ственным опытом, квалификацией, разными подходами к решению стоящих задач. Из столкновений и борьбы мне­ний, в чем-то противоположных, но связанных внутрен­ним необходимым единством, закономерно возникает более глубокое общее всем членам трудового коллектива понимание задачи. Таким образом, диалектическая категория «борьба противоположностей» отражает и выделя­ет взаимодействие, столкновение, преодоление, взаимные переходы не любых отличающихся друг от друга явлений, противоположных друг друзу лишь по видимости, а лишь таких, которые связаны необходимыми внутренними за­кономерными связями. Между такими противоположностями всегда существуют более или менее острые проти­воречия. Именно такие противоречия и следует рассмат­ривать как источник развития.

Особенно важно понять, что противоречия сами не стоят на месте. Застывшие, неизменные противоречия, охватывающие, так сказать, «застывшие», неизменные противоположные стороны, не могут служить источником развития. Часто в качестве примера взаимосвязанных противоположностей приводят северный и южный полюс магнита. Сколько ни разрезай брусок магнита пополам, каждая половина вновь будет иметь свой северный и южный полюс. Но отношение между этими полюсами неизменно. Поэтому никакого нового свойства, никакого развития, необратимого и направленного во времени, сами по себе полюсы магнита не создают. Другое дело — изменчивые, подвижные противоречия. Между ассимиляцией и диссимиляцией в живом организме постоянно возникают, нарастают и разрешаются противоречия. Ор­ганизм, будь то животное или растение, в разные перио­ды жизни потребляет, усваивает то одни, то другие ве­щества. Соответственно и выделяются им в окружающую среду различные продукты жизнедеятельности. Если оба процесса уравновешивают друг друга, жизнедеятельность происходит нормально. Но такое равновесие постоянно нарушается, и в результате в организме происходят самые различные процессы: рост, физиологические изменения, изменения в функциональной деятельности, формы, размеров и т. д. Все эти изменения носят направленный необратимый характер. С ними связано и образование принципиально новых свойств и функций организма, сле­довательно, происходит его развитие.

Похожий, по сути, процесс мы наблюдаем и в развитии мышления.

Каждый предмет имеет бесконечное множество свойств, сторон и т.д. Познать их все полностью одинаково точно невозможно. Размышляя о предмете, мы изучаем, позна­ем то одну, то другую сторону. Понятия и суждения, отражающие эти стороны, не всегда соответствуют друг другу. Между ними возникают определенные противоречия. Чем больше накапливается противоречий в наших знаниях, тем настоятельнее становится потребность объединить их, связать в единое, более точное, более глубокое знание об изучаемом явлении, процессе. Добиться этого можно лишь путем устранения, разрешения существую­щих противоречий. Следствием такого разрешения явля­ется принципиально новое знание о предмете в целом, о закономерных связях между его отдельными сторонами и свойствами. В этом и проявляется развитие мышления. Таким образом, «столкновение» различных понятий и суждений и разрешение несоответствий и противоречий между ними оказываются действительным источником развития нашего познания.

Теперь можно сделать определенные выводы. Между взаимосвязанными, но противоположными сторонами и подсистемами (409) явлений или процессов существуют отношения не только взаимопревращения и взаимного перехода, но и борьбы противоположностей. Эти отношения приводят к возникновению и нарастанию противоре­чий, в результате чего на определенном этапе существо­вание или функционирование данного объекта в прежнем виде становится невозможным. Появляется объективная необходимость разрешить эти противоречия, а отсюда возникает новое явление, новый объект, новое свойство и т. д. Это и означает, что борьба противоположностей, возникновение, рост и особенно разрешение существующих между ними противоречий являются подлинным источником всякого развития, где бы и в какой бы форме оно ни происходило.

Читать дальше >

< К содержанию