407 Диалектика и современность

Для того чтобы решать задачи повсед­невной жизни, мы можем пользоваться опытом и знаниями, накопленными че­ловечеством и образующими здравый смысл (225). Чтобы решать задачи, возникающие в про­изводстве, в ходе научно-технического прогресса и т. д., мы можем пользоваться профессиональными технически­ми и научными знаниями. Разумеется, в этих знаниях в большей или меньшей мере, чаще всего бессознательно, стихийно, могут встречаться элементы диалектики, пред­ставления о более или менее сложных формах и видах развития. Однако неверно думать, будто в повседневной и профессиональной деятельности человек и шага не мо­жет ступить без философской теории, без диалектики. В каких же случаях нужна диалектика как особая фило­софская теория?

Диалектика выполняет две важные функции: мировоззренческую и методологическую и помогает решать за­дачи, которые не могут быть разрешены с помощью дру­гих систем знания.

Люди занимаются не только решением частных профессиональных задач. Они участвуют в общественной деятельности, решают профессиональные задачи широко­го плана, ищут ответы на мучающие их вопросы о смысле жизни, совести, добре и зле, о том, как относиться к политическим событиям, как выбрать место и собственную цель в социальной борьбе, во взаимоотношениях с другими людьми. Для всего этого нужно обладать определенны­ми представлениями о том, как устроен мир, обществен­ная жизнь, как строится общение между людьми. Если мы будем считать, что мир неизменен, что отдельные события, подвиги и преступления, те или иные поступки в конечном счете повторяются и изменить в круговороте вещей и общественной жизни ничего нельзя, то такое мировоззрение обусловит вполне определенный консерватив­ный тип поведения. Если его примет большинство людей а им будет пропитана духовная атмосфера общества, то это в значительной степени определит социальный и экономический застой в нем. Разумеется, полностью развитие не прекращается и тогда, ибо это процесс объективный. Но оно происходит чрезвычайно медленно, и в конечном счете накопившиеся и не получившие разрешения проти­воречия приводят общество к кризису, требуют револю­ционных перемен. Именно в такие моменты и происходили кризисы мировоззрения, осознание определенными слоями общества и наиболее передовыми мыслителями изменчивости мира, необходимости радикальных перемен. Это и означало, что в мировоззрение, в общественное сознание входила диалектика, признание необходимости развития, крупномасштабного социального, экономиче­ского и идеологического обновления.

В нашу эпоху стремительного научно-технического прогресса и быстрых революционных перемен неумение сознательно применять диалектику для осмысления действительности, для выработки динамичного мировоззрения может иметь самые тяжелые социальные последствия, закрывая пути для выработки стратегии, позволяющей обществу идти навстречу будущему ускоренными темпа­ми, своевременно и рационально разрешать постоянно воз­никающие при этом объективные и субъективные проти­воречия.

Приступая к глубокой социально-экономической перестройке советского общества, призванной перевести страну из состояния застоя, в котором она находилась, на рельсы социально-экономического ускорения, партия настоятельно подчеркивает важность диалектического ос­мысления сущности происходящих перемен. Диалектика должна буквально овладеть сознанием и пронизать миро­воззрение масс. Только тогда динамичное мировоззрение станет фундаментальным фактором революционной пере­стройки. В этом отчетливо проявляется мировоззренче­ская функция диалектики.

Посмотрим теперь, в чем проявляется ее методологическая функция (005). Чтобы осуществлять определен­ную деятельность, людям необходимо пользоваться теми или иными проверенными на опыте и общепринятыми правилами, стандартами, нормами. Передаваясь из поко­ления в поколение, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но когда возникают принципиально новые проблемы и задачи, оказывается необходимым пе­ресмотреть эти правила, стандарты и нормы и создать новые. Для этого нужно ответить на вопросы, какие правила и нормы мы считаем устаревшими, бесполезными, а какие — новыми, адекватными, полезными, что является приемлемым и неприемлемым и каковы основания таких оценок. Ответы на эти вопросы дает методология. Рано или поздно в любой науке, в инженерно-технической, экономической или политической деятельности возникают такие методологические проблемы. Здесь-то и оказывает­ся, что при их решении и обсуждении обойтись без диа­лектики невозможно. Вопрос лишь в том, будут ли физи­ки, математики, инженеры, программисты или политиче­ские деятели, идеологи и теоретики искусства решать методологические проблемы «на глазок», стихийно, не об­ладая соответствующей философской подготовкой и тем самым давая не лучшее, не самое обоснованное, не самое эффективное решение, или же они воспользуются всем арсеналом диалектической теории, которая открывает путь к наиболее эффективным методологическим реше­ниям.

Так, творческий поиск новых решений в политической сфере был бы невозможен ныне без опоры на материалистическую диалектику. Не случайно поэтому выдви­нутая нашей партией идея нового политического подхода, нового мышления составляет стержень идеологии обнов­ления. Эта идеология требует диалектически подходить к изменениям, крутым поворотам и новым тенденциям как во внутренней, так и в международной жизни. Она тре­бует не отворачиваться от реальных противоречий и труд­ностей жизни, но смело искать методы их радикального разрешения, что, в свою очередь, заставляет обращаться к методологии творческого обсуждения фундаментальных проблем жизни и мировоззрения.

Другой пример методологической функции диалектики касается связи инженерного и социального мышления. Для того чтобы прорыть дренажную канаву, землекопу, конечно, не нужно изучать философскую теорию развития, овладевать принципом системности и основами методологического анализа. Не нужно это и инженеру, проек­тирующему отдельный шлюз или канал. Но разработка крупномасштабных гидромелиоративных и гидротехниче­ских проектов требует системного диалектического мыш­ления, связующего воедино технические решения и природные условия и учитывающего социальные, экономические, а также другие последствия, которые могут ради­кально повлиять на судьбы огромных районов целой стра­ны и даже всего человечества. Здесь, следовательно, необходима методология, опирающаяся на принцип системности и принцип развития, позволяющая учитывать воз­можность появления качественно новых явлений и проти­воречий между различными звеньями разрабатываемого гигантского проекта. Опыт гидромелиорации Полесья и оро­шения засушливых земель в зоне Амударьи и Сырдарьи показывает, к каким тяжелым последствиям приводит пре­небрежение к системной диалектической методологии при принятии крупномасштабных инженерно-технологических решений.

Диалектика как философская теория развития выполняет важную методологическую функцию в самых раз­ных сферах человеческой деятельности. Ее роль возрас­тает по мере усложнения и укрупнения масштаба решае­мых задач. Особенно значительной она становится в эпохи крутых революционных изменений, когда быстрые и радикальные повороты в самой объективной действитель­ности требуют быстрого, поистине революционного изме­нения общественного сознания. Именно поэтому А. И. Гер­цен назвал диалектику алгеброй революции.

Читать дальше >

< К содержанию