406 Философская теория развития и специальные науки

Выше уже говорилось (404) о том, что различные виды развития в природе, в обществе или в сознании человека изу­чаются различными науками. Так, раз­витие Вселенной изучается эволюцион­ной космологией, развитие нашей пла­неты — геологией, развитие живой природы — эволюцион­ной биологией, развитие различных языков — историей языка и т. д. В каком же отношении к этим специальным теориям развития находится диалектика? Нередко говорят, что диалектика, как и философия в целом, обобщает до­стижения других наук. Но если понимать под этим некое «сверхобобщение», то это уже означает, что философ­ская теория претендует на роль сверхнауки, науки наук, подменяющей все остальные науки, а такой подход, как мы знаем, давно преодолен развитием науки и философии. Кроме того, оказалось бы, что диалектика (как и философия в целом) плетется в хвосте у специальных теорий развития и не имеет своего предмета исследова­ния, своего специфического материала, на котором она могла бы строить собственную теорию. Однако это не так. Изучая особые объекты и процессы, ученые, предста­вители специальных наук, сами формулируют и откры­вают управляющие ими закономерности, сами выясняют, в чем заключаются особенности их развития. Никто луч­ше астронома не расскажет о развитии Вселенной, никто лучше биолога не сделает обобщений, касающихся всех видов развития живых существ, но перед астрономами, биологами, историками, геологами рано или поздно вста­ет вопрос, как относятся их знания, открытые ими за­коны, в том числе и законы развития, к соответствующим физическим, биологическим и другим изучаемым объек­там и процессам. Время от времени ученые обнаружи­вают, что специальные научные теории недостаточно пол­ны и точны, что они развиваются и меняются, что в них существуют противоречия, равно как существуют противоречия между научными знаниями и теми объектами, процессами, к которым они относятся. Иными словами, перед учеными различных специальностей возникают уже не специальные, а философские вопросы физики, химии, биологии, геологии и т. д. Эти вопросы характеризуют от­ношения человека, в данном случае ученого, и созданных им знаний, построенных им теорий и открытых законов к определенным областям действительности, и их решение необходимо для осуществления самой исследовательской деятельности в той или иной науке. Тут-то и оказывается, что подобно тому как для изучения конкретных объектов внешнего мира нужны специальные научные теории, за­коны и гипотезы, так и для анализа, решения философ­ских проблем специальных наук необходимо иметь осо­бую теорию. Диалектика как философская теория разви­тия и создает основу для решения и исследования фило­софских проблем, возникающих в специальных науках, которые отражают связь развивающегося знания с развивающейся действительностью. Диалектика использует данные специальных наук как своего рода материал для решения собственных проблем, для выяснения общих закономерностей любого развития. Изучая этот материал под лишь ей присущим углом зрения и давая ему особое философское толкование, она оказывается необходимой для решения философских проблем и трудностей, возникающих в процессе специального научного исследования.

Читать дальше >

< К содержанию