313 Экологическое сознание и идеологиче­ская борьба

Законы развития природы действуют объективно. Законы развития общества тоже объективны, но они прокладыва­ют себе дорогу, реализуются через дея­тельность обладающих сознанием лю­дей (203, 304). Взаимодействуя с природой, люди должны учитывать как законы развития природы, так и законы общественного развития. То обстоятельство, что при этом действуют люди, наделенные сознанием и преследующие свои собственные цели, выдвигает особый вопрос, вопрос о том, как и в какой форме осознается ими процесс взаи­модействия природы и общества в целом. От этого осо­знания и от сформированных человечеством в связи с этим целей во многом будет зависеть будущее его разви­тие, сама перспектива его существования. Формой такого осознания является экологическое сознание.

Осознание важности природы для человека и общества происходило, как мы знаем, постепенно, на протяжений многих столетий (303, 304). Но экологическое сознание сложилось относительно недавно, лишь на протяжении нескольких последних десятилетий. Его особенность заключается в том, что оно представляет собой форму мас­сового общественного сознания, отражающего сложную, противоречивую и крайне опасную ситуацию, возникшую в современном мире в результате нарушения экологи­ческого  равновесия,   загрязнения   окружающей  среды, опасности исчерпания природных ресурсов и перспективы социальной деградации человечества из-за разрушитель­ных последствий научно-технического прогресса. Возник­нув первоначально как форма протеста против этих по­следствий со стороны отдельных групп ученых, инже­неров, врачей, представителей художественной интелли­генции, различных этнических групп и т. д., экологиче­ское сознание в настоящее время овладело умами сотен миллионов людей во всех странах мира. Под его воздействием все большее распространение получает вывод, что восстановление экологического баланса, сохранение и «реабилитация» природы представляют собой общече­ловеческий интерес и общечеловеческую ценность. Одна­ко данное обстоятельство не исключает того, что в рамках экологического сознания велась и будет вестись острая идеологическая борьба. Идеологи господствующих клас­сов в развитых капиталистических странах, признавая опасность экологической катастрофы, стремятся возло­жить  вину  за  нее  на  народы  развивающихся  стран и различные социальные группы, не проявляющие якобы заинтересованности в сохранении естественной окружающей среды. В отличие от них мелкобуржуазные критики капитализма обвиняют во всех экологических бедах крупную индустрию, современную технологию и научно-тех­нический прогресс в целом, а вместе с тем и моно­полистический  капитал,  корыстно  заинтересованный в осуществлении этого прогресса любой ценой, вплоть до разрушения природы. На такой основе складывается и развивается особое социально-философское направление, получившее название антисциентизм и антитехницизм. Его лидеры склонны видеть источник всех несчастий совре­менного общества в развитии науки и техники. Посколь­ку преувеличение  роли  этих факторов  автоматически ведет к  обесчеловечению  производства  и  разрушению природы,  то  противники  науки  и  техники  выход  из создавшегося положения видят в отказе от их прогресса, в возврате к допромышленному, традиционному произ­водству, к так называемым «альтернативным технологи­ям», под которыми подразумеваются ремесленный труд, земледелие, основанное на применении сохи или примитивного плуга, и т. д. Однако за этими романтическими призывами возвратиться вспять скрыты определенные идеологические установки. Усматривая источник всех не­счастий человечества в науке и технике, представители данного направления вольно или невольно оставляют в тени главное обстоятельство. Оно состоит в том, что раз­рушительные последствия развития современной науки и техники зависят не от них, как таковых, а от способа их применения, от социальной системы, в которой они функционируют.

На экологическую ситуацию в мире существенное отрицательное влияние оказала деятельность капиталистических монополий. Но нельзя закрывать глаза и на то, что и в социалистическом обществе ошибки в хозяй­ствовании, просчеты в планировании, недооценка нега­тивных последствий непродуманных научно-технических решений сплошь и рядом приводили к нарушению эко­логического равновесия. В последние годы был разрабо­тан целый комплекс мер по исправлению допущенных ошибок и просчетов. Прекратив проектирование «поворо­та» северных и сибирских рек, пересмотрев ряд других экологически негативных проектов, мы сделали первые шаги по восстановлению нарушенного экологического равновесия, призванные способствовать установлению бо­лее гармоничного взаимоотношения между природой и обществом.

Важная составная часть экологического сознания — понимание того, что природа — это не только система экономически полезных ресурсов, не только условие вы­живания человечества, но и мощный фактор эстетического и нравственного воспитания, гуманизации общества. Исчезновение ряда животных и растений ограничивает не только возможности нашего познания, но и возмож­ности совершенствования природы. Немногие «острова» и зоны природы, еще не видоизмененные человеком, и природная среда, подлежащая сохранению, важны для воспитания чувств прекрасного, для самопознания чело­века. Они позволяют осознать нашу глубинную связь с окружающим миром, наглядно показывают, как велика опасность нарушения экологического равновесия и цело­стности окружающей среды. Стремление сохранить есте­ственную окружающую среду и уберечь ее от разруши­тельного взаимодействия прогресса науки и техники не означает отказа от самого этого прогресса, не ведет к прекращению научного познания и технологического развития. В условиях развивающегося социализма имеются все возможности для такого научно-технического про­гресса, который мог бы органически сочетаться с эколо­гическим равновесием и поддержанием целостности есте­ственной окружающей среды. Негативные следствия при­менения науки и внедрения новых технологий могут быть преодолены только с помощью самой же науки и технологии. Но для этого необходимы такие социальные условия, которые ориентированы на достижение высшей социальной справедливости, максимально благоприятны для развития человека.

Современное экологическое сознание не есть нечто, противоположное идеологии. Ведь идеологическая борьба осуществляется и в его рамках. Только такое экологическое сознание, которое связано с отчетливым пониманием взаимозависимости эффективности природоохранительных мер и решения социальных проблем переустройства об­щества в духе социальной справедливости, может спо­собствовать достижению одной из важнейших целей чело­вечества — гармоническому взаимодействию природы и общества.

Читать дальше >

< К содержанию