ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

110 Материя и движение

 

Совершая различные поступки и наблю­дая окружающий мир, мы замечаем, что одни предметы изменяются, перемеща­ются в пространстве, меняют цвет, вкус, форму, химиче­ский состав и т, д., другие же покоятся, остаются неизменными, сохраняют форму, цвет и внутреннее строение. Поэтому уже античные философы (016) высказали две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, движение — неотъемлемое свойство мира в целом. «Все течет, все изменяется»,— утверждал Гераклит Эфесский, поэтому «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его продолжатель Кратил (кон. V в.— нач. IV в. до н. э.) довел это положение до крайности. «Даже один раз нельзя вступить в одну и ту же року»,— утверждал он. Мир настолько подвижен и изменчив, считал он, что человек в своей дея­тельности и познании не может опираться ни на что проч­ное, устойчивое. Из этого субъективные идеалисты и в древности, и в наши дни делали вывод, что знания людей о внешнем мире ненадежны, а сам внешний мир — лишь наша иллюзия, поскольку не может существовать объек­тивно то, что неустойчиво, что все время изменяется и пре­вращается в нечто другое.

Сторонники другой точки зрения, соглашаясь с тем, что внешний мир, движение — это иллюзия, утверждали, что существует некий объективный, не зависящий от человека, неподвижный, неизменный и вечный мир. Для идеалистов, примыкавших к Платону, основой этого мира было вечное царство неизменных идей. Для элеатов (от города Элея, где они жили) неизменная и неподвижная основа мира — это вечное, неизменное, равное себе бытие. Обе точки зрения сходились в одном: они полностью от­рывали движение от покоя, противопоставляли их друг другу и лишали человека возможности ответить на вопрос: может ли он в своей деятельности, сталкиваясь с подвиж­ными, изменяющимися вещами, опираться на что-либо прочное, надежное, например на объективные законы ма­териального мира? Противопоставление и отрыв движения и покоя — основная черта метафизического метода. Тот, кто его придерживается, рано или поздно должен прийти к выводу, что не существует самой материи. Именно к это­му выводу и пришли в конце XIX и начале XX века субъ­ективные идеалисты, называвшиеся махистами (по имени основоположника этого направления австрийского филосо­фа и физика Э. Маха (1838—1916) и утверждавшие, что материя исчезает, превращаясь в энергию, а энергия — это чистое движение без всякой материи. Выступив с резкой критикой махистов, В. И. Ленин показал, что энергия так же материальна, как и вещество (103, 105); она сущест­вует объективно, вне сознания человека. Нет материи без движения и движения без материи, утверждал он. Этот вывод получил полное подтверждение в развитии современной физики. Взаимное превращение энергии и вещест­ва подтвердило положение В. И. Ленина о том, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи». Так что же та­кое движение?

Категория «движение» отражает любые изменения, происходящие прежде всего в объективном мире. «Дви­жение, в применении к материи, — это изменение вообще»,— отмечал Ф. Энгельс. В отличие от механистиче­ского материализма, понимавшего движение очень узко — как простое перемещение тел в пространстве, материализм диалектический понимает под движением не только перемещение, но и химические, физические изменения, про­цессы роста и обмена веществ в живых организмах, обще­ственные процессы, такие, как классовая борьба, экономи­ческие изменения, и все другие виды человеческой деятельности. Наше сознание отражает эти изменения с по­мощью особых понятий, важнейшим среди которых, наи­более общим и универсальным является категория «дви­жение», применимая и к природе, и к обществу, и к мы­шлению.

Но если все в мире движется и изменяется, то как же быть с противоположными взглядами на движение и покой, о которых уже говорилось? Быть может, правы мыслители, полагавшие, что признание всеобщего движения не дает человеку прочных основ, на которые он мог бы опираться в своей деятельности, и не позволяет познать объективные законы, поскольку такие законы представля­ют собой необходимые, устойчивые и постоянные связи в материальных системах?

Читать дальше >

< К содержанию