106 Материальное единство мира

Рассматривая развитие и изменение картины мира и опираясь на ленинское определение материи (103). можно сформулировать важный мировоззренче­ский и методологический вывод: миру присуще единство. Что это означает? Прежде всего, что на основании совре­менных естественнонаучных представлений о свойствах предметов, окружающих нас на Земле и за её пределами, в космосе, можно утверждать, что все они имеют единое физико-химическое строение. Иными словами, любые ма­териальные явления и процессы состоят из молекул, ато­мов, элементарных частиц и других видов вещества, а также самых различных физических полей. Из этого сле­дует, что все материальные явления могут быть изучены, описаны и поняты человеком на основании науки, экспе­римента и практики, без привлечения каких-либо идеали­стических и религиозных воззрений, без обращения к чему-либо таинственному, сверхъестественному.

Христианское мировоззрение также утверждает, что мир един, однако видит единство мира в том, что он создан богом по единому, непостижимому для человека замыслу. В действительности же подлинное единство мира состоит в его материальности. Из этого следует, что еди­ный объективный мир есть взаимосвязанное целое, развивающееся по своим собственным законам. Древний человек считал мир непознаваемым и хаотическим, таинственным и загадочным, потому что был слаб перед лицом слепых стихийных сил природы. Современный чело­век, вооруженный новейшей научной техникой, приборами и инструментами, уже не считает мир хаотичным и зага­дочным. Человек может познать материальный мир как единое взаимосвязанное целое, может взаимодействовать с ним и преобразовывать его.

Вместе с тем единство мира не сводится лишь к един­ству его физико-химического строения. Живая природа не сводится просто и однозначно к молекулам, атомам, элементарным частицам, кваркам и различным физиче­ским полям. Тем более нельзя свести к ним, или, как говорят учёные, редуцировать (от латинского reductio — возвращение, отодвигание назад), общественную жизнь и её носителя — человека, с его желаниями и замыслами, открытиями и заблуждениями, с его разнообразной и сложной культурой и созидательным творчеством. Включение человека и всех форм его жизнедеятельности в кар­тину мира позволяет установить глубокое единство и взаи­мосвязь между ним и созданным им миром культуры, миром технических сооружений, городов и транспортных магистралей, с одной стороны, и миром живой и неживой природы — с другой. Это единство состоит в том, что бы­тиё, охватывающее все эти миры, постоянно развивается, усложняется, причём каждый новый уровень развития надстраивается над предыдущим, вырастает из него и вме­сте с тем создаёт нечто принципиально новое, не сущест­вовавшее ранее. Именно этот процесс позволяет просле­дить единство мира на всех стадиях его развития и услож­нения — от физических частиц до живых организмов и человека. Исследование этого единства, углубленный ана­лиз лежащих в его основе закономерностей — одна из важнейших специфических задач философии.

Читать дальше >

< К содержанию