102 Категории «действитель­ность» и «бытие»

Нам приходится жить, действовать, ра­ботать, бороться за достижение тех или иных целей, размышлять, страдать и радоваться в сложных условиях. Мы сталкиваемся при этом с самыми разными обстоятельст­вами, вещами и событиями, с поступками, намерениями, взглядами и замыслами других людей, с общественными движениями и неповторимыми личными переживаниями. Все это существует, имеет место, так или иначе действу­ет на нас и в свою очередь может подвергаться воздей­ствию с нашей стороны. Совокупность всех вещей, обстоя­тельств, событий, поступков и т. д., с которыми мы имеем дело, которые существуют в данный момент или в данном интервале времени и которые действуют на нас и подвергаются нашему воздействию, мы будем называть состоянием. Однако многие из вещей, обстоятельств, поступков, процессов и т. д. имели место и в прошлом, за годы, столетия и даже миллионы лет до того, как мы с ними столкнулись, и будут существовать через тысячи и миллионы лет после нас. Другие же возникли совсем недавно, могут просуществовать считанные мгновения и исчезнуть в ближайшем будущем. Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира, в котором живёт человек, мы введем еще одно очень важное понятие — понятие «действительности», или «реальности», и будем рассматривать эти два термина как синонимы.

Действительность — это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Она, следовательно, очень сложна и изменчива, так как состояния постоянно переходят друг в друга. Вещи, события и процессы в природе, поступки людей, государственные системы и личные переживания исчезают и возникают, иногда сохраняются на долгие времена, иногда оказываются мимолетными и почти не влияют на ход событий. Поэтому в самой дей­ствительности всегда имеют место процессы возникнове­ния, становления, существования и исчезновения (216).

Очень важно понимать, что вещи, события, процессы бывают разного рода. Вещь, например алмазный кристалл, вкрапленный в горную породу, может существо­вать в действительности миллионы лет до появления пер­вых людей, сохраниться до наших дней, и при этом мы можем ровным счетом ничего не знать о ней. Она сущест­вует независимо от нас, вне нашего сознания. Такого рода действительность, охватывающую всё, что сущест­вует вне человеческого сознания, мы называем объектив­ной реальностью.

Существует реальность, или действительность, и другого рода. Например, ученый-кристаллограф и химик-технолог могут ясно представить себе кристаллическую структуру алмаза, узнать, из каких атомов или ионов она состоит, какие между ними имеются связи и каковы те физико-химические и технологические процессы, с помощью которых можно изготовить искусственный алмаз, не существующий пока в природе, в действительности. Такой пока лишь придуманный, но ещё не создан­ный искусственный алмаз и такой находящийся в стадий замысла технологический процесс существуют, имеют ме­сто. Им соответствует особое состояние нашего сознания, но они существуют, имеют место не в объективной реальности, а в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности.

Субъективная реальность — это продукт деятельности человека, точнее, его высокоразвитого сложного мозга (126). Иногда говорят про какое-то явление, например, про сказочных эльфов, гномов, Змея Горыныча, Бабу Ягу и т.д.: «Ничего этого нет, это лишь продукт вообра­жения, это не существует в действительности». Такие выражения но меньшей мере неверны, неточны, хотя смысл их вполне понятен. На самом деле произносящие их люди хотят сказать, что эльфов, гномов, Змея Горыныча, Бабы Яги или каких-то событий, описанных в научно-фантастических романах, не существует в объективной реальности, к которой относятся, например, наша плане­та Земля, то здание, в котором мы находимся в данный момент, окружающая нас мебель и т. д. И в этом смыс­ле подобное выражение правильно. Но правильно и то, что перечисленные сказочные персонажи и события существуют в нашем сознании, в нашем воображении и могут так или иначе влиять на наше поведение, на мир наших переживаний, оказывать воздействие на наше настроение и поступки и т. д. Продукты деятельности наше­го мозга — мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания — тоже имеют место и образуют особую действительность, которую в филосо­фии и называют субъективной реальностью. Нужно лишь отчетливо уяснить, что все явления и процессы, охватываемые категорией «субъективная реальность», существуют не так и совсем не в том смысле, как вещи, процессы и события, охватываемые категорией «объективная реаль­ность». Явления и процессы, образующие субъективную реальность, существуют в нашем сознании, в человече­ском мышлении. Но это отнюдь не означает, что их про­сто нет. Их существование иного рода, чем существова­ние того, что относится к объективной реальности. Более того, создаваемая человеком субъективная реальность определенным образом связана с реальностью объективной, как и сам человек связан с окружающим его миром. Субъективная реальность выражается прежде всего в мыс­лях и образах, в научных знаниях и художественных за­мыслах и т. д. С помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя вбить гвоздь, перекрасить стены квартиры, создать автомобиль или компьютер. Но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека действовать, двигаться, работать, бороться. И тогда, взяв в руку молоток или малярную кисть, он может вбить гвоздь или покрасить стену, сконструировать автомобиль, задумать и построить компьютер. Таким образом, объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нём, несмотря на их серьёзное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния субъективной и объективной реаль­ности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской кате­горией «бытие». Бытие есть единство субъективной и объ­ективной реальности. Особый смысл категории бытия со­стоит в том, что она говорит о «завязанности», «задействованности» человека в нашем мире, который без субъ­ективной реальности, создаваемой человеком, был бы не столь полным, разнообразным и динамичным, ибо бла­годаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и всё бытие наполняются новыми явлениями: техническими сооружениями, новыми ландшафтами, кос­мическими устройствами и т.д., которых не было и не могло бы быть без активной деятельности человека, без субъективной реальности.

Теперь мы можем по-новому взглянуть и на основной вопрос философии. Задавая его, мы как бы спрашиваем, каково внутреннее устройство бытия, является ли связь между объективной и субъективной реальностью необхо­димой или случайной (108), закономерной или произ­вольной (109), какова мера ответственности человека за события, происходящие во всем сложном и многогранном бытии, и может ли он разумно проектировать свое буду­щее, видеть свою перспективу с учетом собственного прошлого и всего предшествующего мирового развития. Чтобы ответить на эти вопросы, следует более детально обсудить структуру бытия, законы его внутреннего раз­вития. Начнем с анализа категории «материя».

Читать дальше >

< К содержанию