023 Ленинский этап в развитии марксистской философии

В конце XIX — начале XX века, когда капитализм перешел в свою последнюю стадию — стадию империализма, сопро­вождающуюся острыми социальными конфликтами, распадом единой систе­мы капитализма, социалистическими революциями и воз­никновением социалистических государств, наступил и новый этап в развитии диалектического материализма. Он был подготовлен также новыми революционными открытиями в естествознании: открытием естественной радиоактивности, делимости атома, созданием теории относительности, квантовой механики и т. д. Этот этап тесно связан с научно-философской и революционной дея­тельностью В. И. Ленина, его соратников и последова­телей и поэтому называется ленинским этапом.

Центральное место в жизни и деятельности В. И. Ленина занимала борьба за дело рабочего класса, за социалистическое преобразование общества, имеющее целью построение социализма и коммунизма. В. И. Ленин явил­ся создателем Коммунистической партии, революционной партии нового типа, и первого в мире социалистического государства. Он стоял у истоков нового, социалистиче­ского общества, был крупнейшим политическим деяте­лем и социальным мыслителем нашего времени. Важней­шей чертой всей его деятельности являлся творческий подход к решению встававших перед партией и государ­ством проблем, выражавшийся прежде всего в умении подмечать всё новое и поддерживать его в борьбе с си­лами реакции, в постоянном стремлении связывать тео­рию с задачами практической, экономической и полити­ческой жизни, в глубоком понимании коренных интере­сов народа. Эти черты в полном объеме проявились и в его деятельности по разработке и дальнейшему развитию философии марксизма.

В. И. Ленин вел непримиримую борьбу с субъективным идеализмом и агностицизмом. Эти направления фило­софской мысли пытались использовать революцию в естествознании, происходившую на рубеже XIX и XX ве­ков, для укрепления своих позиций, неправильно истол­ковывая и односторонне трактуя достижения физики. В. И. Ленин чётко сформулировал принцип партийности (015) и указал, что только союз философов-материали­стов с естествоиспытателями и учеными других специаль­ностей может, с одной стороны, обеспечить обоснование и развитие теории отражения (119) и диалектики, а с другой — вооружить науку глубоким материалистическим мировоззрением. Идеализм, указывал он, ведёт к фидеизму и суевериям. В. И. Ленин настойчиво подчёркивал, что в сложных, быстро меняющихся условиях современ­ного мира философская наука о мышлении и доказатель­ствах, о методе познания, то есть логика, должна соеди­ниться с диалектикой и материалистической теорией познания, то есть стать логикой диалектической.

Исключительно важный вклад был сделан В. И. Лениным в учение о материалистическом понимании обще­ства и истории. Он показал закономерный характер победы социалистической революции в нашей стране, обосновал необходимость диктатуры пролетариата в пе­реходный период от капитализма к социализму, дал философское обоснование новым формам социалистической государственности.

В борьбе с реакционным народничеством, с ревизионистами и реформистами всех мастей и оттенков В. И. Ле­нин отстоял, развил и поднял на новый уровень учение об общественно-экономических формациях, о закономер­ном процессе последовательной смены одних ступеней развития общества другими.

Борясь с оппортунизмом в рабочем движении, В. И. Ленин постоянно связывал разработку философских проб­лем с задачами революционной практики. При этом он неоднократно указывал, что отрыв философской теории от практики с неизбежностью приводит к схоластике, к догматизму, к искажению марксизма. В первые годы строительства социализма в нашей стране, обобщая богатый опыт народных масс, международного революционного и рабочего движения, В. И. Ленин разработал диалекти­ческое учение о многообразии форм социалистической революции на основе общих объективных закономерно­стей общественного развития. Он постоянно подчеркивал важность разработки общетеоретических и философских основ формирования социалистического и коммунистиче­ского сознания, коммунистического воспитания трудя­щихся и развития нового человека. Именно глубокий интерес к проблеме человека, его всестороннему совер­шенствованию и созданию соответствующих материаль­ных и духовных условий делает ленинизм вершиной гуманизма.

Ленинизм наших дней — высшее достижение марксиз­ма. Глубокое своеобразие и всемирно-историческое зна­чение ленинизма заключается в том, что он самым тесным образом связан с решением выдвигаемых жизнью конкретных практических задач. К ним прежде всего относятся: совершенствование социалистического общества, борьба за мир и предотвращение термоядерной катастро­фы, за развитие и углубление мирового революционного процесса и т. д. Ленинский этап развития марксистской философии характеризуется интенсивной разработкой методологических основ решения практических проблем, выдвигаемых жизнью.

В настоящее время общественное развитие нашей страны вступило в совершенно особую стадию, в каком-то смысле не имеющую прецедентов в мировой истории. Восстановив народное хозяйство после огромного ущерба, причиненного ему второй мировой войной, Советский Союз начал быстрое экономическое и социальное движе­ние, совершенствуя свои производительные силы, обеспечивая расцвет науки и культуры. Однако за последние полтора десятилетия темпы экономического, социального и культурного развития заметно снизились, наметились застойные, негативные тенденции в жизни общества. Мно­гие демократические институты ослабили свою деятель­ность, творческая активность трудящихся уменьшилась. История знает, что снижение темпов социального разви­тия, торможение прогресса, а тем более застой в области материального производства и духовной жизни рано или поздно приводили к неизбежным социальным катастрофам, которых не удалось избежать ни античному рабовла­дельческому, ни средневековому феодальному, ни капи­талистическому обществу. Но отличительная особенность социализма как нового общественного строя состоит в том, что его социальную основу составляют силы, которые но своему объективному положению заинтересованы не в торможении научно-технического и общественного про­гресса, в ослаблении демократии, в снижении уровня гласности и информированности общества, а, наоборот, в быстром и всестороннем развитии. Отсюда возникает необходимость преодолеть застойные тенденции, осущест­вить коренную перестройку в экономике и общественной жизни, вдохнуть новую силу и энергию в социалистиче­скую демократию, подвергнуть острой критике свои соб­ственные недостатки, ошибки и просчеты, преодолеть их и найти наиболее прямой и эффективный путь для устра­нения существующих трудностей, для ускорения социаль­но-экономического развития. Чтобы решить все эти зада­чи, необходимо по-новому взглянуть па роль человека и человеческого фактора в современной общественной жизни, в развитии техники и государственном управлении. Необходимо глубже понять, чем стимулируется ак­тивность человеческого сознания, как можно преодолеть консерватизм, что нужно сделать, чтобы социалистиче­ское общество сумело, в отличие от всех других общест­венных систем, обеспечить достижение социальной спра­ведливости в условиях быстрого социально-экономическо­го и научно-технического прогресса, добиться расцвета и углубления демократии и обеспечить подлинную сво­боду и достойные условия жизни каждому индивиду.

Решение всех этих задач требует особой, глубокой, революционной, по существу, перестройки, а это в свою очередь невозможно без глубокого философского осознания отношения современного человека к быстро меняю­щемуся миру, без выработки новой методологии глубоких революционных преобразований, без осмысления связи ценностных установок и моральных принципов с объек­тивными условиями и историческими закономерностями развития нашего общества. Этим и объясняется, почему в современных условиях вновь возрастает интерес к фи­лософии, от которой требуется более тесная связь с жизнью, более глубокое проникновение в социальную реальность, в сущность индивидуального и обществен­ного бытия и сознания. Именно поэтому недопустимы отлет и отдаление философии от жизни, и именно поэто­му политические лидеры нашего общества и руководи­тели партии, обсуждая сложнейшие общественные и политические проблемы, принимая ответственейшие решения, вырабатывая новую стратегию социально-эко­номического ускорения и стратегию борьбы за мир и разо­ружение, за мирное существование человечества, вновь и вновь обращаются к основам своего мировоззрения, к основным идеям и принципам социально-политической философии, подчеркивая необходимость её творческого развития, её высокого соприкосновения с современностью, наиболее трудными и острыми её проблемами.

Читать дальше >

< К содержанию