024 Диалектический материализм и современность

На протяжении 20-х и 30-х годов на­шего столетия в центре интересов фи­лософов-марксистов находились слож­ные революционные процессы, совер­шавшиеся во всем мире, и особенно в нашей стране. Однако научный уровень философских исследований был тогда существенно снижен в результате развития и уси­ления культа личности И. В. Сталина. В его статье «О диалектическом и историческом материализме», опубликованной в 1938 году, единая и целостная марксистско-ленинская философия была расчленена на две как бы изолированные части: диалектический материализм и исторический материализм. Изложению важнейших фи­лософских проблем был придан казенный, догматический характер. В условиях участившихся нарушений социалистической законности никакая критика этого догматиз­ма не допускалась, и ряд советских философов подвергся незаконным репрессиям. Но и в это нелегкое для нашей страны время велась серьезная исследовательская рабо­та, например, по подготовке многотомного труда по исто­рии философии, издание которого было прервано в связи с резкими и односторонними оценками, данными И. В. Ста­линым анализу немецкой классической философии, содер­жавшемуся в третьем томе этого издания.

В 1947 году была проведена философская дискуссия, на которой с докладом выступил А. А. Жданов, ближай­ший соратник И. В. Сталина. Он представил всю историю философии в крайне упрощенном виде, сведя ее лишь к борьбе идеализма и материализма, а исследование острых и серьезных проблем современности подменил апологетикой и комментированием трудов И. В. Сталина. Философская дискуссия стала одной из первых в целом ряду научных дискуссий — по вопросам биологии, физи­ки, химии, языкознания и т. д.,— приведших к дискредитации многих крупных ученых, к отставанию, а затем и застою во многих научных дисциплинах. В этот пери­од существенно снизился уровень философских исследо­ваний.

Курс на преодоление культа личности, принятый нашей партией в середине 50-х годов, дал мощный импульс развитию всей советской науки, в том числе и философии. На протяжении двух последующих десятилетий была проделана определенная работа по углубленному исследованию философских проблем современного естест­вознания, логики и методологии науки, социально-фило­софских проблем изучения человека и общества, опуб­ликован ряд статей и книг по истории отечественной и зарубежной философии, теории познания, диалектики и т. д., получивших признание в нашей стране и за рубе­жом. Однако застойные явления в экономической и об­щественно-политической жизни нашей страны не обошли стороной и философскую мысль. Появлялось много по­средственных, неинтересных работ, в сущности, отдалённых, а то и вовсе оторванных от острых, требующих решения проблем современности. Несмотря на растущий интерес к философии со стороны учёных, преподавателей, инженерно-технической и творческой интеллигенции, уровень многих философских исследований оставлял желать лучшего. Требовался более смелый, творческий подход к наболевшим вопросам, которых в наши дни накопилось немало.

На XXVII съезде КПСС, ряде совещаний и пленумов ЦК КПСС, на XIX Всесоюзной партийной конференции, в выступлениях руководителей партии наряду с решительными мерами по преодолению застойных явлений и революционной перестройке всей нашей жизни были намечены и основные направления перестройки в философии. Они имеют целью прежде всего актуализацию и углубле­ние философских исследований. Во весь рост были по­ставлены задачи по изучению роли человеческого фактора в жизни современного общества, дальнейшему совершен­ствованию методологии науки, углублению философской критики нашей социальной реальности, усилению диалек­тического анализа реальных противоречий и философско­му обоснованию методов их разрешения. Все более значи­тельное место в трудах советских философов стали зани­мать проблемы, связанные с анализом научно-технического прогресса, философские вопросы, порожденные появлени­ем ряда современных технологий, исследования по диалек­тике развивающегося социализма в условиях ускорения социально-экономического прогресса. Творчески развивая ленинское философское наследие, советские философы критически анализируют результаты своих трудов, посвя­щенных осмыслению актуальных проблем современности, и намечают пути углубления и расширения фронта философских исследований.

Читать дальше >

< К содержанию