602 Свобода и необходимость

Вопрос о том, что такое свобода и мо­жет ли человек быть свободным,— один из вечных вопросов философии. В нем проявляется ее основной вопрос — воп­рос об отношении человека к окружающему миру.

Философское понятие свободы не следует путать с обывательским представлением о свободе. Для обывателя быть свободным — значит действовать по произволу, удовлет­ворять любое желание. Возможна ли такая свобода? До­пустим, человек, находящийся в знойной пустыне, поже­лал немедленно искупаться в прохладном ручье. Это же­лание невыполнимо, потому что человек не считается с объективной необходимостью, с реальными условиями. Допустим, другой человек захотел летать подобно птице. Сколько бы он ни махал руками, как крыльями, он не сможет преодолеть земное притяжение. И здесь объективная необходимость приходит в столкновение с его желанием. Но означает ли это, что человек всегда раб необходимости, что он не может ее преодолеть и поступать в соответствии со своими желаниями?

Античные философы считали, что свобода доступна лишь богам. Человек же игрушка в их руках. Он раб своих страстей и внешней необходимости. Этот взгляд отражал тот уровень общественного развития, когда человек был слаб и беспомощен в борьбе со стихийными силами природы и классовой эксплуатацией. Христианские богословы и философы считали, что человек может быть свободен, но понимали свободу очень ограниченно. Свобода, по их мнению, состоит в возможности выбора одного из двух путей: совершать поступки, угодные богу, и в награду за это попасть в рай либо же совершать поступки, угодные дьяволу, и в наказание попасть в ад.

Нидерландский мыслитель-материалист XVII века Б. Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии по­знать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необ­ходимость. Верно ли это? Достаточно ли познать объек­тивную необходимость, чтобы преодолеть ее, перестать от нее зависеть, стать свободным?

Для того чтобы в жаркой пустыне появился водоем, пригодный для купания, мало одних желаний. Необходимо провести определенные ирригационные работы: по­строить каналы и арыки, найти источники воды, научить­ся правильно сохранять и распределять влагу. Для этого, в свою очередь, надо познать законы природы, выбрать правильный строительный проект, принять обоснованное решение. Но одних решений и проектов недостаточно. Необходимо проделать огромную работу и воплотить выбран­ный проект в действительность, только тогда человек смо­жет освободиться от зноя и осуществить свое желание.

Чтобы летать по воздуху, одного желания также мало. В мире действует множество различных необходимостей, различных объективных закономерностей. Наряду с законом земного тяготения существуют и законы сопротивления воздуха движущимся предметам. Мы не можем освободиться ни от одного из этих законов, ни от одной из этих необходимостей. Однако, познав объективные необ­ходимости, мы можем преодолеть действие одной из них, опираясь на другую. Именно так и поступают конструк­торы самолетов, используя силу сопротивления воздуха для того, чтобы преодолеть силу земного притяжения. Но и здесь недостаточно одного познания необходимости. Опи­раясь на познания, важно принять верное решение, вы­брать наиболее удачную конструкцию и на практике соз­дать самолет. Только тогда человек сможет свободно пере­двигаться по воздуху.

Таким образом, марксистское понимание свободы не сводит ее к одному лишь познанию необходимости, оно связывает ее с практической деятельностью людей. Быть свободным — значит уметь познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать пра­вильные цели, принимать и выбирать обоснованные реше­ния и на практике воплощать эти решения в действительность. Ф. Энгельс поэтому подчеркивал, что свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже ес­ли он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение. Возражая буржуазным мыслителям, считавшим, что человек прежде всего должен освободиться от обязательств перед обществом, В. И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть сво­бодным от общества нельзя». Следовательно, свобода каждой отдельной личности достижима лишь в определенных исторических условиях, а именно в условиях, ког­да свободно все общество. Что же это за условия?

В антагонистических формациях над человеком властвуют две великие принудительные силы, два типа внеш­ней необходимости. Он, во-первых, зависит от природной необходимости, а во-вторых — от необходимости социаль­ной. Эта социальная необходимость проявляется в истори­ческой обусловленности эксплуатации. Эксплуатируемые не могут быть свободными, ибо они не располагают мате­риальными и духовными возможностями для удовлетворе­ния своих потребностей. Эксплуататоры же, располагая материальными богатствами и политической властью, об­ладают некоторой степенью свободы, но и она весьма огра­ничена, и прежде всего рамками частной собственности. В самом деле, чтобы быть свободным, нужно познать исто­рическую необходимость, принять правильное решение и воплотить его в жизнь. Но историческая необходимость в конечном счете ведет к уничтожению частной собственно­сти и, следовательно, приходит в столкновение с интереса­ми опирающихся на нее господствующих классов. Поэто­му-то они и не могут познать эту необходимость до конца и вынуждены принимать решения и осуществлять дейст­вия, противоречащие ей, а стало быть, и не в состоянии быть по-настоящему свободными. К. Маркс и Ф. Энгельс по этому поводу писали: «...личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса». Таким образом, в эксплуата­торских обществах, в том числе в капиталистическом об­ществе, подлинная свобода невозможна. Трудящиеся не свободны от эксплуатации, от отсутствия материальных и духовных условий для всестороннего развития личности. Эксплуататоры же не свободны от ими же созданных поли­тических и правовых ограничений, необходимых для защи­ты и укрепления принадлежащей им частной собственно­сти. Свобода, следовательно, есть явление историческое. Нельзя быть свободным лишь в одном познании, в мышле­нии, в фантазии. Это — не настоящая свобода. Это свобо­да субъективная, то есть абстрактная возможность подлин­ной свободы. Действительная же свобода возможна лишь при наличии соответствующих объективных условий. Та­кие условия создаются при переходе к коммунизму. Весь период социалистического строительства, и особенно этап развивающегося социализма, представляет собой процесс неуклонного нарастания свободы для каждого члена общества, а следовательно, и для всего общества. «...Сво­бодное развитие каждого,— отмечали К. Маркс и Ф. Эн­гельс,— является условием свободного развития всех».

Достижение свободы для каждого и общества в целом требует выполнения следующих важнейших условий. Прежде всего создания мощной материально-технической базы. А это возможно, как указывается в решениях нашей партии, если только достижения научно-технического прогресса будут соединены с преимуществами социализма. Развитие производительных сил должно подняться до такого уровня, который максимально освободит человека от тяжелого, утомительного труда и от зависимости от природы. Это создаст условия для получения полноценного все­стороннего образования и расцвета всех способностей каж­дого человека, что в свою очередь значительно увеличит возможности общества удовлетворять материальные и духовные потребности всех граждан. Вместе с тем будут открыты невиданные горизонты для дальнейшего творческо­го преобразования, совершенствования всей обществен­ной жизни.

Не менее важно и само развитие сознательности людей, глубокое понимание правильного соотношения личных и общественных интересов, формирование разумных потребностей, самодисциплины, взаимное уважение и строгое соблюдение моральных норм и правопорядка. Без этого условия свобода вообще недостижима. Человек, которому необходимо выйти из троллейбуса, не должен грубо растал­кивать других пассажиров. Такие действия могут вызвать лишь отпор. Гораздо разумнее вежливо объяснить свои на­мерения, и тогда каждый, осознав необходимость для себя подобных же вежливых действий, охотно потеснится, усту­пая дорогу выходящему. Это частный пример добровольно­го, разумного самоограничения. Суть же дела заключает­ся в том, что свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничить свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других. Пока этот уровень сознательности не достигнут, функция регулирования общественных отношений по-прежнему должна выполняться социалистическим государством и другими общественными организациями. По мере роста сознательности указанные функции все в большей мере будут добровольно осуществляться самими членами нашего общества. Поэтому все­стороннее развитие сознательности на основе коммунисти­ческого воспитания является важнейшей предпосылкой достижения свободы в масштабах всего общества и для каждого отдельного человека. И так как оба эти условия могут быть осуществлены лишь в период перехода к ком­мунизму, то классики марксизма-ленинизма имели все ос­нования рассматривать его как переход из царства необ­ходимости в царство свободы.

Достижение свободы, в том смысле как ее понимает марксизм-ленинизм, является, следовательно, исторической целью человечества, потому что только свободный че­ловек, живущий в свободном обществе, может на деле, практически проявить все свои творческие силы на благо себе и другим людям. Когда эти творческие силы будут употребляться не для ведения войн, не для достижения ко­рыстных целей, а во имя неограниченного развития спо­собностей личности и усовершенствования человеческой жизни, тогда будет создано царство свободы. Но оно возникнет не вопреки исторической необходимости, а благодаря ей, благодаря преодолению противоречия меж­ду свободой и необходимостью, созданного развитием антагонистических общественно-экономических формаций. В коммунистическом обществе, писал К. Маркс, «начи­нается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе».

Читать дальше >

< К содержанию