117 Причина и следствие

Все явления, события или процессы в природе, обществе и мышлении вызываются или обусловливаются другими явлениями, событиями, процессами, то есть более или менее определенными причинами. Явление (процесс, событие) называется причиной другого явления (процесса, события), если: 1) первое предшествует второму во времени; 2) первое является необходимой предпосылкой или основой возникновения, изменения или, развития второго. Иными словами, первое порождает, вызывает второе.

Причина и следствие существуют объективно. Отношения между ними называются причинно-следственной связью. Философские категории «причина» и «следствие» отражают объективные причинно-следственные связи, имеющие универсальное значение и существующие во всех формах движения материи. Изучение этих связей — важнейшая задача естествознания, общественных и технических наук.

Каждое явление имеет свою причину. И наоборот: каждое изменение в материальном мире вызывает то или иное следствие. Из этого, однако, не следует, что одни явления всегда являются только причиной, а другие — только следствием. Материалистическая диалектика, опираясь на опыт, историческую практику людей и достижения науки, показывает, что определенное явление, например, скопление влаги в дождевых облаках, являясь следствием другого, скажем, испарения воды с земной поверхности, само может быть причиной нового явления — дождя. В этом смысле можно сказать, что причина и следствие как бы меняются местами: то, что в данный момент яв­ляется следствием, в следующий момент может стать причиной другого явления.

Это положение имеет большое значение в личной жизни и общественной деятельности. Так, повышение уровня образованности, информированности и профессиональной подготовки позволяет человеку лучше работать, продвинуться по службе и, как правило, ведет к повышению его благосостояния. Таково наиболее возможное следствие повышения образования и профессиональной подготовки. Но в свою очередь более высокое благосостояние позволяет и дальше заниматься повышением своего профессио­нального уровня, образования и информированности, а это снова создает новые возможности в личной и общественной жизни и т. д.

Категории «причина» и «следствие» тесно связаны с категорией «условие». Условие — это совокупность различных материальных явлений и процессов, без которых данная причина не может вызвать данное следствие. Вместе с тем условия не играют активной, решающей роли в возникновении данного следствия.

Одно и то же действие в разных условиях приводит к разным следствиям. Так, химизация производства может приводить и к созданию эффективных лекарств, повышению урожайности, созданию новых искусственных материалов, но может иметь своим следствием и загрязнение окружающей среды, вод, атмосферы и т. д. С другой стороны, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами. Так, рост урожайности может вызываться использованием высокоурожайных сортовых семян, внесением удобрений в почву, улучшенной обработкой земли и т. д. В различных общественных условиях при капитализме и социализме современный научно-технический прогресс (312) приводит к совершенно различным следствиям: к безработице и усилению эксплуатации в одном обществе и к всестороннему развитию и расцвету общества — в другом. Поэтому понимание взаимосвязи условий, причин и следствий крайне важно для правильной оценки явлений, прежде всего социальных, особенно если учесть, что окружающие нас явления, как правило, вызываются не одной-единственной причиной, а множеством причин.

Идеалисты и материалисты, метафизики и диалектики придерживаются противоположных взглядов на причинно-следственные отношения. Метафизики считают, что каждое явление имеет свою особую причину и, наоборот, каждая причина порождает строго определенное следствие. Такая точка зрения, называемая механистическим детерминизмом, характерна для метафизических материалистов. Агностики и субъективные идеалисты придерживаются противоположных взглядов. Они рассуждают следующим образом. Никогда нельзя точно сказать, вырастет ли из данного семени растение, или в силу неблагоприятных условий это семя погибнет. В одних случаях острая классовая борьба приводит к вооруженному столкновению, а в других она происходит в мирных формах. Современная наука, продолжают они, часто рассматривает такие сложные системы со множеством взаимосвязанных процессов и явлений, влияющих друг на друга, что невозможно со всей определенностью сказать, каким из них вызвано данное новое явление. Поэтому сторонники такого взгляда склонны утверждать, что существуют беспричинные явле­ния, возникающие самопроизвольно, не вызванные, не порожденные с необходимостью какими-то другими явлениями и процессами. Такой подход называют индетерминизмом.

Механистический детерминизм является крайне ограниченным. В действительности жесткой однозначной связи между причинами и следствиями не бывает. Диалектический материализм доказывает, что в процессе развития причины и следствия меняются местами. Каждое явление может вызываться целым рядом самых различных причин в зависимости от различия условий. И точно так же одна и та же причина приводит к различным следствиям. Поэтому мы придерживаемся точки зрения, которую можно назвать диалектическим детерминизмом и которая учи­тывает сложность причинных связей и отношений, их постоянное изменение и развитие.

Еще более не правы представители индетерминизма. Как показывает современная наука, особенно квантовая физика, в мире элементарных частиц и внутриатомных явлений причинные взаимодействия носят не строго однозначный, а многозначный характер. Следствие каждой от­дельной причины трудно предсказать с определенностью. Описывая такие явления, ученым приходится пользоваться теорией вероятностей, которая помогает оценить степень этой неопределенности. Но это означает, что причинность в мире атомной физики носит вероятностный, или статистический, характер, а вовсе не то, что здесь отсутствуют причинные связи. Если бы это было так, ученые вообще не могли бы предсказывать новые явления, открывать новые частицы, а тем более управлять атомными и другими энергетическими процессами.

В дальнейшем, рассматривая вопрос о возникновении сознания, о развитии общества, о причинах социальных революций и закономерностях социалистического строительства, мы еще не раз сможем увидеть, какую большую роль играют категории «причина» и «следствие».

Читать дальше >

< К содержанию