114 Время и пространство

Диалектический материализм в полном соответствии с современной наукой утверждает, что время и пространство существуют объективно. Они так же неотделимы от материи, как и движение. В. И. Ленин писал: «...движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени».

Следует четко отличать время и пространство как способы бытия и объективные свойства движущейся материи от философских категорий «время» и «пространство», а также от обыденных и научных представлений о времени и пространстве, характерных для каждой исторической эпохи.

Объективные время и пространство сами материальны, то есть существуют вне сознания человека и незави­симо от его воли. Философские категории «время» и «пространство» отражают важнейшие, универсальные характеристики объективного времени и объективного пространства.

Категория «время» отражает наличие более или менее необратимых изменений во всех формах движения ма­терии, а также наличие определенной последовательности событий объективного мира, то есть то, что они происходят в определенном порядке, друг после друга. Из этого сле­дует, что время имеет определенное направление и что двигаться во времени в обратном порядке невозможно. Все экспериментальные попытки обнаружить обратное на­правление времени не имели успеха.

Категория «пространство» отражает другую особенность движущейся материи, состоящую в том, что одновре­менно с каждым данным событием, предметом, процессом, явлением, наряду с ним, подле него существуют другие события, предметы, процессы и явления. Пространствен­ные изменения, то есть перемещения, обратимы. Обычно говорят, что каждый материальный предмет имеет три измерения: длину, ширину и высоту. В каждом из этих измерений возможно обратимое движение: вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз.

Изменения во времени и пространстве тесно связаны и находятся в единстве. Категории «время» и «пространство» отражают лишь разные стороны, разные «срезы» единого процесса движения. Эти категории, по существу, от­ражают то, что в природе, обществе и мышлении есть неч­то, что может повторяться, и нечто неповторимое, есть обратимые и необратимые процессы.

На это можно возразить, что некоторые явления могут повторяться и во времени. В разные моменты времени можно пользоваться одними и теми же предметами, можно несколько раз посмотреть один кинофильм, многие годы трудиться у одного и того же станка и т. д. Такое возражение неверно. Любой предмет, каким бы неизмен­ным он ни казался, изменяется во времени, хотя эти изменения могут быть малозаметными. Истончаются стенки сосуда, которым мы пользуемся неоднократно, изнашивается кинолента, амортизируется станок. Необратимые временные изменения имеют огромное значение не только в природе, но и в обществе. С ними связана необратимость исторического процесса. Отдельные явления общественной жизни могут повторяться, но эти повторения не бывают абсолютно точными. Поэтому проблема времени имеет огромное общественное значение. Общество, претерпевшее коренные изменения во времени, например социальную революцию, уже не может возвратиться вспять и точно повторить пройденные этапы исторического развития. Так как временные процессы необратимы, то проблема времени важна для организации всей общественной жизни: производства, управления, воспитания и т. д. Вот почему философия, изучающая отношение человека к окружающему миру, уделяет такой большое и пристальное внимание обсуждению того, что такое время и пространство и как изменяются и формируются представления о них.

Читать дальше >

< К содержанию