112 Форма и содержание

Итак, окружающий нас мир находится в непрестанном движении. Это движе­ние происходит в различных формах. Мы часто говорим о форме и содержа­нии в художественной литературе, в музыкальных произведениях, о формах и содержании той или иной деятель­ности, культуры, политической борьбы и т. д. В повсе­дневной жизни редко задумываются над точным научным смыслом этих слов. При обсуждении научных, философ­ских вопросов сделать это необходимо.

Что же такое форма и содержание? Окружающие нас явления очень сложны. Они, как уже говорилось, состоят из множества частей и элементов, между которыми существуют устойчивые отношения, связи или взаимодействия, называемые структурами (107). Структуры имеют как бы внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона структуры называется ее формой, а внутренняя вместе с охватываемыми ею элементами и процессами — содержа­нием. Отсюда следует, что форма и содержание каждого явления тесно связаны, хотя и не совпадают друг с дру­гом. При этом они неотделимы друг от друга. Все пред­меты взаимодействуют между собой и с человеком как бы своей внешней стороной. Внутренняя сторона, то есть со­держание предметов, обнаруживается не сразу, а через посредство внешней стороны, то есть формы. Так как фор­ма и содержание неразделимы, то форма всегда содержа­тельна, а содержание оформлено. Поэтому познать внут­реннюю сторону явлений можно лишь через посредство их формы. Поскольку объективные законы всегда охватыва­ют содержание явлений, то, переходя от формы к содер­жанию, проникая в глубь окружающих явлений, наука познает их наиболее устойчивые, повторяющиеся и необ­ходимые связи, то есть законы (109). Затем, изучив содер­жание и поняв законы, наука может глубже и вернее объяснить форму, внешние, воспринимаемые чувствами человека взаимодействия.

Таким образом, категории «содержание», «необходимость», «закон» — понятия однопорядковые. Они характе­ризуют глубинные, наиболее важные и устойчивые свой­ства явлений.

Одно и то же содержание может выражаться в разных формах. Так, изображение Отечественной войны в художественной литературе может выражаться в форме поэмы («Василий Теркин» А. Твардовского) или в форме романа («Живые и мертвые» К.Симонова). Возможно и обратное отношение между формой и содержанием: в одной и той же форме может выражаться, проявляться, существовать различное содержание. Так, монархия может служить по­литической формой и рабовладельческого, и феодального, и буржуазного государства. Классовое же содержание го­сударственной политики во всех этих случаях различно (206, 207). В одной литературной форме, например в ро­мане, могут выражаться разные по содержанию мировоз­зрения и подходы к жизни.

Содержание — определяющая сторона каждого явле­ния или процесса. Развиваясь в рамках старой формы, но­вое содержание рано или поздно приходит в противоречие с ней и подготавливает смену старой формы новой. Новая форма оказывает положительное влияние на развитие содержания, содействует ему, но во всех случаях решающей стороной является содержание. Подчеркивая это, В. И. Ленин писал, что содержание «может и должно про­явить себя в любой форме, и новой и старой, может и дол­жно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...». Диалектика формы и со­держания, то есть их взаимодействие и взаимное превра­щение, имеет важнейшее значение для познания общест­венных явлений, и мы еще не раз будем пользоваться этими категориями в дальнейшем (206, 207, 227—232, 412, 415). А сейчас вернемся к вопросу о взаимосвязи и изме­нении форм движения материи.

Читать дальше >

< К содержанию